Досье личности

Ценность: 1.5 (6)

Симпатия: 1.167 (6)

дата обновления - 2015-03-02

просмотров - 4

ЯНЬ ФУ

Имя латиницей: Yan Fu; Ji Dao

Пол: мужской

Дата рождения: 08.01.1853

Место рождения: Фучжоу, Китай

Дата смерти: 27.10.1921 Возраст (68)

Место смерти: Фучжоу, Китай

Знак зодиака: Козерог

По восточному: Бык

География: АЗИЯ, ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, КИТАЙ.

Ключевые слова: знание, идеолог, литература, наука, переводчик, писатель, политика, философ.

Ключевой год: 1910

ФУ ЯНЬ

китайский философ, общественный деятель и переводчик. Идеолог реформаторского движения в имперском Китае, первым ознакомил соотечественников с достижениями западных общественных наук; перевел на китайский язык произведения Шарля Монтескье, Адама Смита, Джона Стюарта Милля, Томаса Гексли. Получил образование в Англии, в 1909 г. одним из последних получил высшую конфуцианскую ученую степень цзиньши. Автор слов государственного гимна Цинской империи, утвержденного за шесть дней до начала Синьхайской революции.

В двенадцать лет его отдали в обучение Хуан Шаояню, который одинаковое внимание уделял и ханьскому учению, и сунскому неоконфуцианству; обучение продлилось всего два года, но ученик оказывал знаки внимания учителю до конца жизни. Хотя в 14 лет ему пришлось прервать классическое образование (в общей сложности оно продлилось 7 лет), но, обладая отличными способностями и памятью, он многое усвоил из арсенала древнекитайской культуры и в зрелые годы всегда выказывал к ней уважение, особенно к поэзии и каллиграфии. После скоропостижной смерти отца в 1866 г. семья оказалась в крайне стесненном материальном положении; мать еле сводила концы с концами, занимаясь рукоделием. По воле матери в 1868 г. женился, вскоре супруга скончалась.

Необходимость зарабатывать на жизнь и содержать семью вынудила его отправиться в Фучжоу, где благодаря помощи друга семьи и односельчанина Шэнь Баочжэня он получил место ученика на Фучжоуской судоверфи на казенном обеспечении; обучение там осуществляли иностранные инструкторы. При этом вступительные испытания включали написание сочинения на тему сыновней почтительности; получив первое место, он мог выбирать между судостроительным училищем, в котором преподавание велось на французском языке, и навигационной школой, где преподавали на английском. Он выбрал последнюю специальность В навигационном училище он изучал английский язык, арифметику, геометрию, алгебру, аналитическую геометрию, тригонометрию, физику, механику, химию, астрономию и геологию. Таким образом, он получил основательные для того времени познания в области естественнонаучных и технических дисциплин.

С отличием окончив училище в 1871 г., был направлен на практику на корабль императорского ВМФ «Цзяньвэй», совершив плавания до Сингапура и Пинанга на юге, а затем до Ляодуна и Бохайского залива на севере. В 1872 г. на судне «Янъу» он совершил плавание в Желтое море и впервые посетил Японию. Во время практики он заслужил уважение английского командира Трейси, который рекомендовал Янь Фу для продолжения образования за границей. В 1874 г. он участвовал на корабле «Янъу» в описании якорных стоянок восточного побережья Тайваня во время очередного китайско-японского политического кризиса. В 1877 г. для продолжения образования он был направлен в Великобританию. Два с небольшим года провел в Европе: сначала в Портсмуте, затем в Гринвичском военно-морском институте, где изучал высшую математику, химию, физику, военно-морскую тактику и другие дисциплины; он совершил также кратковременную поездку во Францию. Пребывание в Европе сильно повлияло на его интеллектуальное развитие, сформировало основные черты мировоззрения. Он попытался понять Запад, найти причины успехов и процветания западных государств. В Лондоне он познакомился с первым китайским послом в Англии – Го Сунтао, сторонником модернизации Китая, который первым из китайских мыслителей признал, что европейские страны обладают не менее длительной, чем у Китая, историей и высокой культурой.

Вернувшись на родину в 1879 г., начал преподавать в Фучжоуском навигационном училище. Несмотря на отсутствие влиятельных покровителей, карьера его развивалась быстро: через год Ли Хунчжан пригласил его преподавать в открывавшееся в Тяньцзине Бэйянское военно-морское училище. Фактически он работал деканом, хотя официально эту должность занял только в 1890 г. Служебная карьера не приносила удовлетворения – яснее многих понимая глубину кризиса, в котором оказалась Цинская империя, он тщетно искал применения как своим способностям, так и подготовке, которая не укладывалась в рамки служебных обязанностей. Остро переживал также неадекватность программы «самоусиления», предложенной Ли Хунчжаном, и невозможность осуществления модернизации в условиях маньчжурской власти. Как патриота его глубоко потряс захват Японией в 1879 г. островов Рюкю, которые формально считались владением Китая. Подобные высказывания вызывали настороженность у его начальства. В результате депрессии стал употреблять опиум, что стало его болезнью до конца жизни.

Потеряв надежду войти в окружение Ли Хунчжана и активно участвовать в государственных делах, он попытался получить традиционную конфуцианскую ученую степень, не без основания полагая, что она придаст ему авторитет. Военная служба тяготила его и не сулила перспективы. В 1885 г. он предпринял первую попытку сдать государственный экзамен, которая оказалась неудачной, как и три последующие попытки получить искомую степень. Еще в 1880-1881 гг. он прочитал «Основания социологии» Г. Спенсера. Книга произвела на него огромное впечатление. Убеждение в принципиальном сходстве и изоморфизме архитектоники системы Спенсера и этико-социальной схемы конфуцианства стало одной из руководящих идей всей его философии. В 1892 г. познакомился с образованным шотландцем А. Мики, чью книгу «Missionaries in China» перевел на китайский язык.

Перелом в его судьбе наступил в 1895 г., когда после поражения Китая в японо-китайской войне подтвердились его худшие опасения о боеспособности Китая. В тяньцзиньской газете «Чжибао» он выпустил последовательно четыре статьи, в т. ч. «Обращение к источникам могущества», «Опровержение Хань Юя», немедленно принесшие ему славу политического публициста. Его политическая позиция мало отличалась от идеологии лидера реформаторов – Кан Ювэя: сохраняя маньчжурскую монархию, он ратовал за комплекс реформ, которые должны были превратить Китай в сильную индустриальную державу с конституционным строем. Однако именно он впервые в Китае решительно порвал с конфуцианской традицией и напрямую обратился к Западу как источнику идейных инноваций.

Связи (7)
Источники (3)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
  • Большая советская энциклопедия. 3-е издание
  • ru.wikipedia.org
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх