Досье личности

Ценность: 4.6 (10)

Симпатия: 3.889 (9)

дата обновления - 2010-10-07

просмотров - 8

ГУССЕРЛЬ Эдмунд

Имя латиницей: Husserl Edmund

Пол: мужской

Дата рождения: 08.04.1859

Место рождения: Просниц, Австро-Венгерская империя, ныне Простеев, Чехия

Дата смерти: 27.04.1938 Возраст (79)

Место смерти: Фрайбург, Германия

Знак зодиака: Овен

По восточному: Коза

География: ГЕРМАНИЯ.

Ключевые слова: знание, математик, наука, основатель, философ.

Ключевой год: 1910

Эдмунд ГУССЕРЛЬ

немецкий философ, основатель феноменологии. Родился в еврейской семье, впоследствии принял протестантизм. Посещал общественную начальную школу в родном городке, а затем немецкую гимназию в Оломоуце. В 1876-1878 гг. изучал астрономию, математику, физику в Лейпцигском университете, затем в Берлине – математику под руководством Карла Вейерштрасса. В 1882 г. защитил диссертацию «К теории вариационного исчисления». Большую роль в философской судьбе Гуссерля сыграл Томаш Масарик (позднее – первый президент Чехословакии), под влиянием которого он стал посещать лекции Франца Брентано в Вене (1884-1886), что определило его поворот от математики к философии. Под руководством ученика Брентано – Карла Штумпфа подготовил и защитил диссертацию «О понятии числа. Психологический анализ». Круг учений, влияние которых испытал он в разное время, весьма широк: Декарт, Локк, Лейбниц, Юм, Кант, Гербарт, Больцано, Дильтей, Наторп и др. Преподавал в университетах Галле (1887-1901), Геттингена (1901-1916) и Фрейбурга (1916-1928). С приходом к власти национал-социалистов оказался в определенной изоляции, был отстранен от преподавания. После смерти Гуссерля его архив, насчитывающий 40000 страниц рукописей, написанных стенографическим способом, был тайно переправлен в Бельгию пастором Германом Лео ван Бреда, который стал первым руководителем гуссерлевского архива в Лувене (Левене). Первая его крупная работа – «Философия арифметики» (1891), в которой была сделана попытка психологического обоснования основных математических понятий. На рубеже веков основной интерес Гуссерля сосредоточился на проблеме «чистой логики», в результате чего появилась его первая собственно феноменологическая работа – «Логические исследования» (1900-1901), которая положила начало феноменологии как философского направления. Центральная тема первого тома – наука как теория, различие теоретических и эмпирических наук. По Гуссерлю, в основе объективности научного знания лежит логическая связь идей, образующая единство истин науки как единство значений. Эта связь в корне отличается от психологических связей переживаний в познании и от связей вещей (предметов в самом широком смысле), составляющих предметную область науки. Во втором томе Гуссерль ставит перед собой задачу связать проблемы чистой логики с проблемами теории познания, выявить структуру психического акта как такового и определить специфику актов познания. Феноменология, по Гуссерлю, не аксиоматическая теория, и следует логике проясняемых понятий. В ее сфере существование внешнего мира – метафизический вопрос, а направление исследований нацелено не на предметы, которые в наивной установке полагаются существующими, а на акты в их смысловом содержании (значении), которое – поскольку познание реализуется в высказываниях – необходимо извлечь их из психологической и грамматической оболочки. Значение отделяется от материально-вещественного бытия знака, от образа представления или фантазии и, главное, от предмета: необходимо различать то, о чем говорится, и то, что говорится. Значение нереально, его статус аналогичен статусу идеальных, общих предметов. Гуссерль подвергает критике как учения, гипостазирующие общее (платонизм), так и эмпирические теории абстракций (Локк, Беркли, Юм), показывая, что акт усмотрения общего всегда основан на акте восприятия, но интенция общего радикально отличается от интенции индивидуального. Соответственно различию значения и предмета выделяются две ветви «чистой логики»: теория предметов – учение о части и целом как о самостоятельных и несамостоятельных предметах и учение о самостоятельных и несамостоятельных значениях – «чистая грамматика». Проблема интенциональности сознания – кульминация этой работы Гуссерля. В направленности сознания на предмет, в акте придания смысла проявляется реальное и интенциональное содержание сознания. Основная проблема – различие способов данности реального и идеального предметов. Истина описывается как полное тождество и совпадение значения, зафиксированного в знаковой форме, и значения, осуществленного в созерцании. В «Логических исследованиях» еще не делается попытки представить феноменологию как «первую философию», вместе с тем проведенный в книге анализ сознания и познания оказал большое влияние на последующую эволюцию феноменологии. Переворот в философии, который Гуссерль провозглашает в своей программной статье «Философия как строгая наука» (1910-1911), связан прежде всего с поворотом к понятой субъективности и с критикой натурализма, для которого, по Гуссерлю, все существующее отождествляется с физической природой, или допускается существование зависимого от нее психического. В «натурализировании» разума Гуссерль увидел опасность не только для теории познания, но и для человеческой культуры в целом, ибо натурализм стремится сделать относительными как смысловые данности сознания, так и абсолютные идеалы и нормы. «Строгость» в учении о сознании подразумевает, во-первых, отказ от высказываний, в которых «просто», т. е. без рефлексии, нечто утверждается о существовании предметов в их пространственно-временных и причинных связях; во-вторых, отказ от высказываний относительно причинно-ассоциативных связей переживаний. Ни предметы, ни психологические состояния не перестают существовать оттого, что при повороте к феноменологической установке причинность и функционализм лишаются статуса единственного метода изучения сознания. Для «наивного» человека тип связи между предметами сливается с типом связи между предметами и сознанием. Феноменологическая установка отстраняется от причинно-функциональной взаимозависимости сознания и предметного мира. Лозунг «к самим вещам!» – это требование удерживать внимание на смысловой направленности сознания к предметам, в которой предметы раскрывают свой смысл без отсылки к природным или рукотворным связям с другими предметами. Попытка систематизации феноменологии в «Идеях I» (1913) выдвинула на первый план понятие чистого сознания и понятие чистого Я, необходимость которого оспаривалась в «Логических исследованиях». Последователи-критики (Хайдеггер, Сартр и др.) увидели в этом «гносеологизацию» феноменологии и превращение ее в идеалистическую систему. В то же время эта терминология, а также структура Соgitо–Соgitаtiо–Соgitаtum оказалась необходимой для расширения сферы феноменологических исследований и постановки проблемы интерсубъективности в 1920-е гг. В эпоху бурного развития естествознания Гуссерль ставит вопрос о кризисе европейских наук, который он связывает с забвением жизненного мира как смыслового фундамента науки: в мире науки (предметная область, теоретические методы и модели, эксперимент, техника) ученый проходит мимо своей субъектно-смысловой корреляции с предметами и направляет внимание на связи между последними. Наука, по Гуссерлю, не должна дедуцировать свои положения из сферы обыденного опыта, но она с неизбежностью соприкасается с основным способом ориентации в жизненном мире – с восприятием, ибо восприятие – основа образования абстракций и конечный пункт верификации или фальсификации теории. Главное, однако, состоит в том, что именно в жизненном мире субъективность ученого обретает опыт отнесенности смысла к миру. Для Гуссерля кризис европейской культуры в целом состоит в объективизме, который затемнил истинный смысл рационализма, смысл «имманентной духовной истории Европы». Философия Гуссерля оказала большое влияние на формирование экзистенциализма, персонализма, феноменологической социологии. Влияние испытали также неотомизм, структурализм и постструктурализм, некоторые школы в психологии, психиатрии, литературоведении, методологии науки. Среди непосредственных учеников Гуссерля – Хайдеггер, Р. Ингарден, Э. Левинас, А. Койре, Я. Паточка, Г. Шпет и др. В русской философии наиболее заметное влияние его идеи оказали на Н. Лосского, Б. Яковенко, Г. Шпета, А. Лосева.

Связи (27)
Источники (3)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх