Досье личности

Ценность: 1,308 (13)

Симпатия: 1,385 (13)

дата обновления - 2012-06-16

просмотров - 4

ГРУШЕЦКИЙ Антон Антонович

Имя латиницей: Gruszecki Antoni

Пол: мужской

Дата рождения: 00.00.1734

Место рождения: Почаев, Тернопольская область, Украина

Дата смерти: 04.04.1798 Возраст (64)

Место смерти: Супрасль, Россия

По восточному: Тигр

География: ЕВРОПА, ПОЛЬША.

Ключевые слова: живопись, искусство, художник.

Ключевой год: 1774

Антон Антонович ГРУШЕЦКИЙ

польский художник, базилианский монах из Почаева, профессор живописи Краковской академии (1760-1770). Художник короля Станислава Понятовского. Расписывал Новый замок и Фарный костел в Гродно, костел в Розаныстоке (Польша) и др. Так же работал под псевдонимом Домбровский. В 1751 г. вступил в базилианский монастырь в Почаеве. Живописи обучался во Львовской академии у К. Радзиловского и известного в то время живописца Станислава Строинского. Некоторое время работал у Валерия Ржевуского в Подгорцах. А так же писал портреты и картины религиозного содержания для местных церквей. В 1760 г. поселился в Кракове, где работал под псевдонимом Домбровский, писал портреты и картины на религиозные и мифологические темы. В Кракове работал в Страдоме и Альверне. С 1760 по 1770 гг. – ректор и профессор живописи Краковской академии. С 1771 по 1774 гг. провел в монастыре базилиан в Супрасли, где писал фрески для местной лавры, а также расписал потолок в трапезной монастыря. Красивую живопись на потолке, не говоря уже о прочих, представляет его «Пляска смерти». В 1774 г. на его творчество обратил внимание король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский, во время своего пребывания в Супрасле. Подарил несколько своих картин королю для своей личной коллекции. По приглашению короля поступил на королевскую службу в Гродно. В этот период писал в основном светские композиции, а также расписывал фронтоны во дворце в Городницах, Новый замок. В 1792 г. по причине болезни покинул Гродно. Провел остатки своих дней в Супрасле, где продолжил писать иконы. Принадлежал к художникам эпохи Просвещения, чьи работы заслуженно вывешены в королевской галерее в замке в Варшаве. В Гродно расписывал дворец гродненского старосты и надворного подскарбия литовского Антония Тизенгауза, другом которого являлся. Писал также иконы для королевской галереи, сотрудничал с Супрасльской типографией Супрасльского базилианского монастыря во второй пол. XVIII в., уже будучи профессором живописи. В то время эта типография была развитым интеллектуальным центром ВКЛ, основанная в 1690-м г., размещалась в Гродненском повете. В Альверне в местном костеле бернардинцев сохранилась написанная им икона святого Яна Непомуцкого (1767). В начале 1780-х г. оформлял костел в Розаныстоке, который находится в Польше, на границе с Гродненщиной. В костеле ему принадлежит серия картин. В 1780-х гг. дополнил оформление интерьера Гродненского костела Отыскания Святого Креста монументальной живописью: плафоны с фресковой росписью, изображения 12 апостолов и 12 деятелей Великого княжества Литовского и Речи Посполитой в аркатурных фризах центрального нефа. Руке художника так же принадлежат фресковые изображения Вознесения Девы Марии над аркой преcбитерия, а также орнаменты на сводах алтаря, балконе хора, аркадах между нефами костела. Вместе со своим помощником Михалкевичем обновили герб жертвенников и фигуры бернардинских святых в «слепых» аркадах. В Гродненском Фарном костеле из его работ – икона «Матерь Божья Шкаплерная» (перед Ней на коленях святой Симон Сток, в овале над Богоматерью святой Иуда Тадэуш). В 2005-м г. его работы выставляли на выставке «Супрасль – 500 лет монастыря». Его работа была среди наиболее ценных экспонатов. На выставке была представлена его работа – сакральная икона второй половины XVIII в.

Медиа (1)

Антон Антонович ГРУШЕЦКИЙ в фотографиях:

Связи (1)
Источники (1)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх