Досье личности

Ценность: 1,333 (12)

Симпатия: 1,25 (12)

дата обновления - 2016-11-28

просмотров - 6

ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич

Имя латиницей: Grigorovich Yuri Nikolayevich

Пол: мужской

Дата рождения: 02.01.1927 Возраст (90)

Место рождения: Санкт-Петербург, Россия

Знак зодиака: Козерог

По восточному: Кот

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: балет, искусство, педагог, режиссер, танец, театр.

Ключевой год: 1950

Юрий Николаевич ГРИГОРОВИЧ

российский балетмейстер, танцовщик, педагог. Народный артист СССР (1973), лауреат Ленинской (1969) и Государственной (1977) премий. В 1946 г. окончил Ленинградское хореографическое училище. В 1946-1961 гг. – солист Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где исполнял характерные и гротескные партии: Нурали в «Бахчисарайском фонтане», Ретиария в «Спартаке», Шурале в одноименном балете, Северьяна в «Каменном цветке», Ли шан фу в «Красном маке» и др. Обладал высоким прыжком и ярким сценическим темпераментом. Проработал несколько лет балетмейстером в Кировском театре (1962-1964), где поставил «Каменный цветок» С. С. Прокофьева (1957) и «Легенду о любви» А. Д. Меликова (1961) (позднее оба балета были перенесены им на сцену Большого театра, где шли на протяжении нескольких лет с неизменным успехом). В 1964 г. был приглашен в качестве главного балетмейстера в Большой театр, в котором проработал более 30 лет. В 1965 г. окончил ГИТИС им. А. В. Луначарского. Почти каждая его постановка становилась событием в музыкальной жизни страны. Кроме уже названных «Каменного цветка» и «Легенды о любви», с постоянными аншлагами шли спектакли: «Спартак» А. И. Хачатуряна (1968, одна из вершин творчества балетмейстера), «Иван Грозный» на музыку Прокофьева (1975; парижская редакция, 1976), «Ангара» А. Я. Эшпая (1976), «Золотой век» Д. Д. Шостаковича (1982). В 1978 г. поставил в Парижской Опере «Ромео и Джульетту» Прокофьева (1978), а год спустя (1979) – новый вариант в Большом. В 1999 г. осуществил третью редакцию этого балета для труппы «Кремлевский балет». Особое место в его творчестве занимает работа над произведениями классического наследия. Ему принадлежит одна из лучших версий «Щелкунчика» (1966), которую он создал для В. В. Васильева и Е. С. Максимовой. Он предложил два противоположных по тенденциям варианта «Спящей красавицы» (1963, 1973). В 1969 г. Григорович, пытаясь приблизиться к концепции партитуры Чайковского, поставил «Лебединое озеро» с трагическим финалом – после генеральной репетиции его заставили переделать балет. Драматургически выстроены, насыщены новыми танцами его редакции «Раймонды» (1984), «Баядерки» (1991). Он также возобновлял балеты «Дон Кихот», «Жизель», «Корсар». Его балеты до сих пор составляют основу репертуара Большого театра. Неотразимым магнетизмом личности наделен этот крупнейший русский хореограф-романтик второй половины ХХ в. Прекрасный драматург, он с одинаковым успехом выстраивает как общую концепцию своих масштабных спектаклей, так и психологические взаимоотношения героев. Григорович всегда тяготел к сквозной танцевальности всего спектакля, при этом использовал все виды танца, хотя предпочтение отдавал классическому. Он великолепно ставил огромные кордебалетные ансамбли (например, «Аппиева дорога» в «Спартаке»), возвышенные лирические дуэты главных героев, их индивидуализированные вариации-монологи. С тех пор, как он в возрасте 30 лет создал свой первый шедевр «Каменный цветок», открывший новую эру в советском балете, его всегда окружали мудрые советники. Среди его учителей был старейший русский балетмейстер Ф. В. Лопухов. Ближайшим другом и духовным наставником Григоровича был художник С. Б. Вирсаладзе, создававший не только декорации и костюмы, но и сценически-пространственное решение его постановок. Григоровича поддерживала его первая жена – прекрасная балерина и одареннейшая ученица А. Я. Вагановой А. Я. Шелест. А его музой, героиней многих его балетов стала Н. И. Бессмертнова – его вторая жена. Чуткий к таланту, Григорович всегда работал с первоклассными исполнителями, чьи имена, во многом благодаря его постановкам, вошли в легенду. Среди них В. В. Васильев, М. Л. Лавровский, М. Э. Лиепа, Ю. К. Владимиров, А. Б. Годунов, И. Дж. Мухамедов и др. И только роковой вопрос о лидерстве и власти в Большом разлучил бывших соратников, подорвав при том фундамент «театра Григоровича». Несмотря на это, лучшие его балеты давно вошли в золотой фонд мировой хореографии ХХ в. В 1995 г. Григорович ушел из Большого. С тех пор он активно сотрудничает со многими балетными труппами в России (в Уфе, Краснодаре, Якутске), ставит свои сочинения за рубежом (в Польше, Чехословакии, Австрии, Италии и т. д.). Председатель жюри международных конкурсов в Москве, Осаке, конкурса им. С. Лифаря в Киеве, комитета по присуждению ежегодной международной премии «Веnоis dе lа Dаnsе» («Бенуа де ля Данс»). На видеокассетах записаны лучшие его балеты. Государственная премия СССР (1985).

Связи (29)
Источники (4)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх