Досье личности

Ценность: 1.167 (6)

Симпатия: 1.167 (6)

дата обновления - 2016-09-25

просмотров - 6

ГРИБОВ Алексей Николаевич

Имя латиницей: Gribov Aleksej Nikolaevich

Пол: мужской

Дата рождения: 31.01.1902

Место рождения: Москва, Россия

Дата смерти: 26.11.1977 Возраст (75)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Водолей

По восточному: Тигр

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: артист, искусство, кино, педагог, театр.

Ключевой год: 1930

ГРИБОВ Алексей Николаевич

российский актер театра и кино; народный артист СССР (1948). Герой Социалистического труда (1972). В 1922 г. учился в экспериментальной Студии им. М. Горького. В 1925 г. окончил Школу МХТ. С 1924 г. – актер МХАТа. В Студии им. М. Горького он впервые вышел на профессиональную сцену, сыграв мужика Фалалея в спектакле «Страна отцов» по С. И. Гусеву-Оренбургскому, но эта роль не принесла молодому актеру удовлетворения. И дело даже не в том, что он появлялся на сцене всего лишь для того, чтобы возбужденно выкрикнуть несколько слов – в этом появлении не было предпосылок для создания характера; актер мечтал о серьезной творческой работе. Возможности для нее он нашел в Школе при Третьей Студии МХАТа, в которой стал учиться, совмещая учебу с работой на фабрике «Красная роза». В Третьей Студии МХАТа сыграл в студенческой постановке «Битвы жизни» (по Ч. Диккенсу) солидного адвоката Крэгса, щедро оживляя роль яркими гротескными деталями. Спектакль так понравился Вл. И. Немировичу-Данченко, что в 1924 г. он взял «Битву жизни» в репертуар театра, а студентов перевел в Школу МХТ. За 56 лет актер сыграл во МХАТе в 60-ти спектаклях. Сначала, естественно, выходил в массовках, а весной 1925 г. для летних гастролей группы молодых актеров театра подготовил две большие роли – Василия в «Мальве» по М. Горькому и антрепренера Пустославцева в «Льве Гурыче Синичкине» Д. Т. Ленского. Работа Грибова была замечена, и в сентябре 1925 г. он дебютировал на основной сцене театра – был введен в спектакль «Царь Федор Иоаннович» на роль коварного интригана боярина Михаила Головина. Но, хотя первые работы Грибова в театре и были приняты с благожелательностью, к своему подлинному успеху он шел долго, сыграв немало эпизодов и вводов. Ему была свойственна некоторая неспешность, обстоятельность во всем, что делал. Никогда ничего не беря наскоком, он неторопливо «подбирался» к главному. Сам актер считал, что как актер он родился в роли Мужика с подвязанной щекой в спектакле «Бронепоезд 14-69» (1927), сыграв короткий эпизод очень сочно. В 1928 г. К. С. Станиславский возобновил «Вишневый сад», Грибов сыграл в нем Яшу, а вскоре – Кота в «Синей птице» М. Метерлинка (1928), мужиковатого околоточный Медведева в «На дне» (1931). А вообще он рано начал играть стариков, к чему располагала его внешность: степенный важный Собакевич в «Мертвых душах» по Н. В. Гоголю (1934); буйный самодур Хлынов, обуреваемый безудержными фантазиями, в «Горячем сердце» А. Н. Островского (1938); опустошенный, погруженный в с трудом сдерживаемое отчаяние Чебутыкин в «Трех сестрах» А. П. Чехова (1940); коммерсант Василий Достигаев, виртуозно умеющий приспосабливаться к любой ситуации, в спектакле «Егор Булычов и другие» (1934). В 1938 г. в спектакле «Достигаев и другие» актер заострил характеристики своего Достигаева, сделав его более холодным, лощеным и изворотливым. Затем был отвратительный ханжа Фома Опискин («Село Степанчиково и его обитатели», по Ф. М. Достоевскому), с наслаждением мучающий людей вокруг; вкрадчиво ласковый Лука, равнодушно «выпевающий» свои наставления в спектакле «На дне» М. Горького (на эту роль Грибов был введен в 1948), и др. В игре актера прежде всего поражала внешняя простота, безыскусность, классическая ясность. И при отсутствии внешнего блеска – тонкое проникновение в психологию героев, сочность, продуманная выразительность рисунка роли с множеством узнаваемых бытовых деталей, богатая оттенками речь, обаяние и какое-то детское простодушие. Он – актер широчайшего диапазона, в его репертуаре были и комедии и драмы, заглавные роли и виртуозно сыгранные эпизоды. При этом особенно узнаваемо, точно он играл персонажей из народа, они были душевно близки ему, эти простые люди из толпы, ищущие свой путь в жизни. И добряк-правдолюб Старик в «Воскресении», и крепкий крестьянин Фрол Баев в «Земле», и старый мудрый ткач Левшин во «Врагах», и грубоватый военфельдшер Глоба в «Русских людях» К. М. Симонова – за каждым из них стояла нелегко прожитая жизнь. С удовольствием участвовал актер и в постановках классических пьес (уверенный в себе Малюта Скуратов в «Трудных годах» А. Н. Толстого, 1946; раболепный Фирс в новой редакции «Вишневого сада», 1958; изворотливый Земляника в «Ревизоре», 1966), а вот своих современников, или исторических героев играл нечасто – молодой ученый Гоша Филиппов из комедии В. М. Киршона «Чудесный сплав», Вася из «Квадратуры круга» В. П. Катаева. Среди немногих сыгранных актером исторических лиц – Ленин, которого он играл, несмотря на полное несовпадение внешности, в «Кремлевских курантах» (1942, Государственная премия СССР) и в спектакле «Цветы живые». В 1966 г. играл и во второй редакции «Кремлевских курантов». Еще дважды актер был удостоен Государственной премии СССР за театральные работы: в 1946 г. за спектакль «Офицер флота» и в 1951 г. за спектакль «Плоды просвещения». В своем последнем спектакле «Соло для часов с боем» (1973, Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского в 1974), пронзительном, грустном, в котором собрался «звездный» состав мхатовских стариков (О. Н. Андровская, М. М. Яншин, М. И. Прудкин, В. Я. Станицын), Грибов сыграл старого часовщика Райнера с воистину молодым задором. Несмотря на возраст, он расставался со сценой на взлете. Сам Грибов считал кинематограф для себя делом второстепенным, дополняющим работу в театре, не более. Дебютировал в кино в 1935 г. ролью комбата Горбунова в комедии «Горячие денечки», а всего сыграл почти в 60-ти фильмах, и во всех был удивительно органичен, естественен и колоритен, обладая даром одним жестом, одной выразительной деталью охарактеризовать своего персонажа. Он блистал в комедиях, был незаменим в экранизациях отечественной классики. Тупой слуга Афанасий из фильма «Человек в футляре» (1939), самодовольный отец невесты из чеховской же «Свадьбы» (1944), жалкий неудачник Шмага из фильма «Без вины виноватые» (1945, а в 1963 г. он повторил Шмагу в театре), хитрый лентяй Осип в «Ревизоре» (1952), ревностный служака следователь Чубиков из «Шведской спички» (1954), напыщенный бюрократ Нехода в «Верных друзьях» (1954), бывалый капитан в «Полосатом рейсе» (1961), жадный торгаш Тимофей Храмов в «Начальнике Чукотки» (1966), клоун Эдвардс в «Гуттаперчевом мальчике» (1957), сыгранный на контрасте жизненной сдержанности и бурного темперамента, – все это яркие, сочные типы. Благодаря отдаленному сходству Грибов трижды сыграл К. Е. Ворошилова в фильмах «Клятва» (1946), «Падение Берлина» (1949) и «Донецкие шахтеры» (1950). Сам актер больше всего любил своего тренера Воронова из фильма «Смелые люди» (1950; Государственная премия СССР, 1951), сильного и мужественного человека. Он охотно озвучивал и мультфильмы, увлеченно, азартно придумывая характеры своим персонажам. В конце жизни с удовольствием стал работать на телевидении: снялся в телевизионных фильмах «День за днем», «Отец», «Учитель словесности». С середины 1960-х гг. преподавал в Школе-Студии МХАТ им. Вл. Немировича-Данченко.

Медиа (1)

ГРИБОВ Алексей Николаевич в фотографиях:

Связи (22)
Источники (4)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх