Досье личности

Ценность: 1,077 (13)

Симпатия: 1 (13)

дата обновления - 2014-10-17

просмотров - 4

ГОЗЕНПУД Абрам Акимович

Имя латиницей: Gozenpud Abram Akimovich

Пол: мужской

Дата рождения: 23.06.1908

Место рождения: Киев, Украина

Дата смерти: 02.06.2004 Возраст (95)

Место смерти: Санкт-Петербург, Россия

Знак зодиака: Рак

По восточному: Обезьяна

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: знание, литература, музыка, переводчик.

Ключевой год: 1950

Абрам Акимович ГОЗЕНПУД

российский литературовед, музыковед. Кандидат искусствоведения (1946) – диссертация «Шекспир и музыка». Доктор филологических наук (1963) – диссертация «Музыкальный театр в России». Автор около пятисот разнообразных исследований в области музыки и литературы, в т. ч. – классическая семитомная история русского оперного театра. Брат композитора Матвея Акимовича Гозенпуда. В 1930 г. окончил литературный факультет Киевского института народного образования. С 1934 г. преподавал в высших учебных заведениях Киева и занимался литературными переводами – большей частью, на украинский язык. С началом войны, в 1941 г. пешком ушел из Киева, опасаясь прихода фашистских войск. В 1946 г. преподавал в учебных заведениях Киева и Свердловска. Постоянно выступал в периодической печати как театральный критик. Вскоре перебрался в Москву. В 1948-1949 гг. – заведовал литературной частью московского Малого театра и кабинетом музыкальных театров ВТО (Всероссийское театральное общество). После войны началась кампания борьбы с космополитизмом. Пришлось скрываться. А собственные труды скрывал за псевдонимом Акимов. Несколько лет ему пришлось жить фактически на полулегальном положении в Москве, где его приютили и защищали от произвола И. М. Москвин и В. И. Качалов, затем – после очередного доноса – вновь очутился в Киеве, откуда под угрозой скорого ареста сумел бежать в Ленинград. Там он преподавал в Театральном институте, занимался исследованиями в архивах и библиотеках, в т. ч. в Пушкинском доме, где защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук. С 1953 г. – старший научный сотрудник сектора музыки научно-исследовательского отдела в ЛГИТМиКе (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии). Был знаком с А. А. Ахматовой, Д. Д. Шостаковичем и др. Автор работ по истории русского и зарубежного театра и музыки, переводов на русский и украинский языки произведений Шекспира, Шиллера, Китса, Байрона, Гауптмана, Хольберга, либретто комической оперы «Укрощение строптивой» В. Я. Шебалина. В его творческом наследии – десятки монографий, в т. ч. – семитомная история русского оперного театра. Его перу принадлежат огромное количество рецензий и различных публикаций в СМИ, труды о русской и зарубежной драматургии, монографические работы о воплощении музыки в произведениях Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Тургенева, биографии великих певцов Ивана Ершова и Федора Шаляпина. Сочинения: «Оперная драматургия Чайковского. Очерки» (1940); «Лермонтов и искусство» (1941); «Н. В. Лысенко и русская музыкальная культура» (1954); «Н. А. Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного творчества» (1957); «Русский советский оперный театр (1917-1941). Очерки истории» (1963); «Оперный словарь» (1965); «Пути и перепутья. Английская и французская драматургия XX века» (1967); «Русский оперный театр XX века (1836-1856)» (1969); «Русский оперный театр XIX века (1857-1872)» (1971); «Достоевский и музыка» (1971); «Русский оперный театр XIX века. 1873-1889» (1973) и др.

Связи (18)
Источники (2)
  • Б. С. Штейнпресс. Энциклопедический музыкальный словарь. - Москва, Советская энциклопедия, 1966
  • http://ru.wikipedia.org
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх