Досье личности

Ценность: 2,077 (13)

Симпатия: 1,333 (12)

дата обновления - 2008-11-17

просмотров - 6

ГОРСКАЯ Розалия Григорьевна

Другое имя: Файнберг Розалия Григорьевна – наст. фам.

Имя латиницей: Gorskaya Rozaliya Grigor`evna

Пол: женский

Дата рождения: 12.07.1891

Место рождения: Брацлав, Подольская губерния, Россия

Дата смерти: 04.08.1984 Возраст (93)

Место смерти: Ленинград, Россия

Знак зодиака: Рак

По восточному: Кот

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: искусство, музыка, опера, певец.

Ключевой год: 1918

Розалия Григорьевна ГОРСКАЯ

российская певица (лирико-колоратурное сопрано), заслуженная артистка РСФСР (1933). В 1908-1913 гг. обучалась пению в Петербургской консерватории (класс С. Гладкой), которую окончила с золотой медалью. Впервые выступила в 1911 г. в консерваторском спектакле в партии Церлины («Дон Жуан»). В 1913 г. дебютировала на сцене Киевской оперы (антреприза М. Багрова), где пела до 1915 г.; в том же году выступала в Саратове (антреприза М. Медведева; здесь же гастролировала в 1917). В 1915-1918 гг. солистка петроградского Народного дома (антреприза А. Аксарина, дебютировала в партии Лакме), в 1918-1949 гг. ГАТОБа (дебютировала в партии Джильды) и одновременно (до 1933) – МАЛЕГОТа. Гастролировала в Кронштадте (1919), Москве (Большой театр, 1924; здесь пела партии Снегурочки, Розины – «Севильский цирюльник» Дж. Россини, Виолетты, Лакме), Эстонии и Латвии (1922), Берлине (1923; здесь с большим успехом выступала в партии Виолетты на итальянском языке, а также с сольными концертами), Копенгагене, Осло, Гетеборге (1923), Стокгольме, Гельсингфорсе (ныне Хельсинки), Выборге (1924). Обладала выдающимся по красоте, легким, гибким, ровным голосом мягкого теплого тембра, виртуозной техникой, чувством стиля и драматическим дарованием. Ее репертуар включал свыше 35 партий. Выступала также в опереттах – «Корневильские колокола» Р. Планкета и «Цыганский барон» И. Штрауса. Первая исполнительница партий: Девушки с розой («Ноктюрн»); в Петрограде – Путятичны («Добрыня Никитич»); в СССР – Нинетты («Любовь к трем апельсинам»), Софи («Кавалер роз»). Лучшие партии: Людмила («Руслан и Людмина»), Марфа («Царская невеста»), Царевна Лебедь, Шемаханская царица, Снегурочка, Джильда, Виолетта, Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини). Среди других партий: Волхова; Джульетта («Ромео и Джульетта»), Мюзетта («Богема»), Антония («Сказки Гофмана»), Кукла, Маргарита Валуа, Филина, Лакме, Лейла, Микаэла, Паж Оскар, Принцесса Евдоксия. Пapтнеpы: Г. Бакланов, И. Ершов, П. Журавленко, И. Козловский, С. Левик, С Лемешев, К. Петраускас, Г. Пирогов, Д. Смирнов, Л. Собинов, И. Тартаков, Ф. Шаляпин. Пела под управлением М. Голинкина, В. Дранишникова, А. Коутса, Э. Купера, А. Пазовского, Д. Похитонова. Выдающаяся камерная певица. Репертуар включал сольные партии в 9-й симфонии Л. Бетховена, 5-й симфонии Г. Малера, оратории «Сотворение мира» И. Гайдна, в кантатах И. С. Баха, романсы Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Ф. Шопена, А. Алябьева («Соловей»), Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского. В концертном исполнении выступила в 1926 г. в главных партиях в операх «Соловей» И. Стравинского и «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса. Талант певицы высоко ценили Б. Асафьев, А. Глазунов, А. Гречанинов, В. Каратыгин, В. Коломийцев, А. Оссовский, Б. Хайкин. Будучи солисткой театра, обучала пению рабочих и служащих ленинградских заводов в студии при ГАТОБе. С 1946 г .занималась педагогической деятельностью в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории, в 1948-1951 гг. вела класс сольного пения в Ленинградской консерватории (с 1948 г. – доцент). В конце 1940-х гг. была консультантом по вопросам методологии вокального искусства в ГАТОБе. Имеется портрет певицы в роли Шемаханской царицы художника А. Головина (в Петербургском театральном музее). Записывалась на грампластинки (7 произведений) в Киеве (1914).
Источники (1)
  • Б. С. Штейнпресс. Энциклопедический музыкальный словарь. - Москва, Советская энциклопедия, 1966
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх