Досье личности

Ценность: 1.167 (6)

Симпатия: 1.167 (6)

дата обновления - 2013-08-25

просмотров - 6

ГОРМИЗД

Другое имя: Орзмузд I

Имя латиницей: Hormisdas

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.460

Место рождения: Фрузинон, современная Фрозиноне, область Лацио, Италия

Дата смерти: 06.08.523 Возраст (63)

Место смерти: Рим, Италия

По восточному: Крыса

География: ВАТИКАН, ИТАЛИЯ.

Ключевые слова: власть, папа римский, политика, правитель, проповедник, религия.

Ключевой год: 514

ГОРМИЗД

папа римский (понтификат 20 июля 514 – 6 августа 523). До принятия сана был женат, его сын впоследствии стал папой с именем Сильверий. При папе Симмахе служил диаконом, поддерживал его в годы изгнания (498 и 501-505) при антипапе Лаврентии. Являлся секретарем Собора, происходившего в римском базилике св. Петра (6 ноября 502), на котором рассматривались вопросы управления церковным имуществом. После избрания папой стремился к преодолению возникшей при Лаврентии схизмы, а также к восстановлению единства с Восточными Церквами, прерванного в результате акакианской схизмы (484-519). В Авеллановом собрании сохранилось 138 посланий за 515-521 гг., относящихся к переписке между Гормиздом, императорами Восточной империи, Константинопольскими патриархами и другими сановниками (Collectio Avellana. 2. N 105-243). Для прекращения мятежа военачальника Виталиана (514), требовавшего признания Вселенского IV Собора и возвращения на Константинопольскую кафедру патриарха Македония II, в 514 г. император Анастасий I предложил созвать Собор с участием папы Римского, на котором были бы разрешены споры между православной и монофизитской партиями. Письмо Анастасия к Гормизду об организации Собора датировано 12 января 515 г.; согласие папы на созыв Собора и на участие в нем епископов Западной Церкви последовало лишь после 2-го письма императора Анастасия, где излагались причины его созыва и указывалось время и место его проведения (Ираклия Фракийская, июль 515 – Collectio Avellana. 2. N 109). В августе 515 г. папа направил к императору посольство в составе епископов Эннодия и Фортуната, пресвятого Венанция, диакона Виталия и нотария Илария для выяснения возможности восстановления единства между Римской и Восточной Церквами. В отправленном вместе с легатами письме он подтверждал согласие участвовать в Соборе при условии признания императором решений Халкидонского Собора и возвращения из ссылки православных епископов (в т. ч. патриарха Македония). В ответ император Анастасий только подтвердил анафемы Несторию и Евтихию и подчеркнул, что определения Халкидонского Собора не были формально отменены решениями другого Собора или императорскими декретами (Ibid. N 125). Переписка между императором, папой и римским сенатом продолжалась в 516 г., но не привела к каким-либо результатам, т. к. после поражения Виталиана император Анастасий отказался от намерения проводить Собор. 11 августа 515 г. папа подписал «libellus», или вероисповедную формулу (formula Hormisdae), где наряду с анафематствованием Нестория, Евтихия, Диоскора, Тимофея Элура, Петра Монга, Петра Кнафея провозглашалась анафема Константинопольскому патриарху Акакию и высказывалось требование принятия томоса папы Римского Льва I Великого, а также выражалась идея необходимости пребывания в единстве с Римской кафедрой как хранительницей неповрежденного правосл. вероучения. Подписание формулы всеми восточными епископами являлось для Гормизда условием восстановления их общения с Римом. Из восточных епископов «libellus» подписал и вступил в общение с ним только Никопольский архиепископ Иоанн и подчиненные ему епископы Ст. Эпира, о чем папа весной 517 г. сообщил императору Анастасию (Ibid. N 127). Тогда же он направил увещательные послания Константинопольскому патриарху Тимофею, «всем епископам, поставленным в странах Востока», монахам и народу (Ibid. N 128-130, 132). В ответ на недовольство Фессалоникийского архиепископа Дорофея, возмущенного тем, что находившийся в его юрисдикции Никопольский архиепископ Иоанн не уведомил его о своем поставлении, Гормизд направил послание, где указал на единство Иоанна с Римским престолом и призвал Дорофея вступить в общение с папой, обещая сохранить за Фессалоникийской митрополией данные ей прежними папами привилегии (Ibid. N 133-135). После смерти императора Анастасия и вступления на престол императора Юстина I (10 июля 518) поддерживаемый императорской семьей, клиром и народом Константинопольский патриарх Иоанн II Каппадокиец созвал в Константинополе Собор (20 июля 518), на котором было подтверждено почитание 4 Вселенских Соборов, восстановлены в диптихах имена папы Льва I, изгнанных за православие патриархов-исповедников Евфимия и Македония II и всех поддерживавших их епископов и провозглашена анафема монофизитскому Антиохийскому патриарху Севиру. Осознавая необходимость восстановления общения с Римом всей Восточной Церкви, православная партия настаивала на повсеместном принятии решений Константинопольского Собора. 6 августа того же года его решения были одобрены на Соборе в Иерусалиме, в сентябре – на Соборах в Тире и Сирии Второй. В сентябре 518 г. император Юстин отправил к папе письмо, приглашавшее его прибыть в Константинополь или прислать легатов для восстановления церковного единства. Одновременно с императором Константинопольский патриарх Иоанн направил Гормизду послание, в котором обещал анафематствовать патриарха Акакия, считавшегося в Риме главным виновником акакианской схизмы. В начале 519 г. с согласия короля Теодориха Великого папа отправил в Константинополь послов (епископа Капуи Германа, епископа Иоанна, пресвятого Бланда, диаконов Феликса и Диоскора), которым было поручено доставить в Константинополь «libellus» и добиться ее подписания всеми восточными епископами. Гормизд добавил в «libellus» анафематствование всех преемников Акакия, в т. ч. православных патриархов Евфимия и Македония II как не пребывавших в единстве с Римом, а также всех находившихся с ними в общении епископов (Ibid. N 158), однако не уведомил об этом императора и Константинопольского патриарха. По пути легатов в Константинополь многие епископы подписали «libellus», но Фессалоникийский архиепископ Дорофей согласился принять «формулу Гормизда» только после ее утверждения в Константинополе. 25 марта 519 г. легаты были торжественно встречены в Константинополе. На следующий день на приеме у императора в присутствии сената и епископов легаты зачитали «libellus» и потребовали его подписания для восстановления единства с Римской Церковью. 27 марта патриарх Иоанн вступил в спор с легатами по вопросу анафематствования преемников патриарха Акакия, настаивая на изменении текста «формулы Гормизда», но под давлением императора и сената патриарху было позволено только составить краткую преамбулу к папскому документу, не меняющую его смысла. 28 марта, в Великий четверг, в императорском дворце в присутствии императора, сената и клира патриарх подписал «libellus» и позволил легатам вычеркнуть из диптихов имена Акакия и его преемников, а также имена императоров Зинона и Анастасия. Требование Гормизда анафематствовать всех епископов, находившихся в общении с Акакием и его преемниками, вызвало недовольство в ряде провинций. Наиболее сильные волнения имели место в Фессалонике, где архиепископ Дорофей проповедовал о грядущих гонениях на веру со стороны императора и Рима. Прибывший в Фессалонику осенью 519 г. легат епископ Иоанн был встречен народными волнениями, во время которых он был тяжело ранен. Однако на просьбу папы о низложении Дорофея и об отправке его в Рим император Юстин ответил отказом. В начале 520 г. на суде в Ираклии архиепископ Дорофей был оправдан и возвращен на свою кафедру. Легаты оставались в Константинополе до 10 июля 520 г., наблюдая за подписанием «формулы Гормизда» всеми епископами империи. В этот период в Константинополе возникло дело монахов Максенция и Леонтия из провинции Малая Скифия (современная Добруджа), предложивших для примирения сторонников Халкидонского Собора и монофизитов христологическую формулу «един от Святой Троицы пострадал во плоти». Формула была объявлена еретической монахами константинопольского монастыря акимитов, а легатами признана излишней по причине ее отсутствия в определениях Халкидонского Собора. Не добившись ее принятия в Константинополе, скифские монахи направились в Рим. В послании Гормизду племянник императора Юстина Юстиниан (впоследствии император) предупредил папу об их отбытии и признал, что изложенная монахами формула может быть полезной для примирения противоборствующих партий. В Риме скифские монахи проповедовали свое учение перед народом и сенатом, но папа отказался сформулировать свое отношение к их формуле. В августе 520 г. скифские монахи отбыли в Константинополь, не дожидаясь возвращения в Рим легатов. После смерти патриарха Иоанна 25 февраля 520 г. в Константинополе был рукоположен его преемник Епифаний, направивший 9 июля того же года Гормизду послание, заверявшее его единство с Римской Церковью. В ответ папа выразил недоумение, что патриарх известил его о своем вступлении на престол лишь через 4 с половиной месяца (Ibid. N 205). Одновременно с патриаршим посланием папе были переданы письма императора, императрицы, Юстиниана и др. Император и Юстиниан поставили папу в известность об отказе многих епископов Понта, Азии и Востока анафематствовать преемников Акакия и бывших с ними в общении епископов и просили папу изменить «libellus», ограничившись анафематствованием одного Акакия. В ответе Гормизда, данном в марте 521 г. после повторного напоминания со стороны Юстиниана, подчеркивалось, что папа не допустит отклонения от позиции Римского престола (Ibid. N 236-238). Гормизд погребен в соборе св. Петра. Его сын, папа Сильверий, написал эпитафию, в которой ему приписывается восстановление православной иерархии в Африке после смерти арианского вандальского короля Трасамунда (523). После его смерти папой был избран Иоанн I.

Связи (13)
Источники (5)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх