Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2008-03-18

просмотров - 5

ГОРДИН Яков

Имя латиницей: Gordin Yakov

Пол: мужской

Дата рождения: 01.05.1853

Место рождения: Миргород, Полтавская область, Украина

Дата смерти: реконструировано 11.06.1909 Возраст (56)

Место смерти: Нью-Йорк, США

Знак зодиака: Телец

По восточному: Бык

География: РОССИЯ, США.

Ключевые слова: драматург, литература, писатель.

Ключевой год: 1900

Яков ГОРДИН

еврейский драматург. С 1891 г. в США. В 17 лет начал писать на русском языке в разных провинциальных газетах, позже – в петербургском журнале «Неделя», где поместил целый ряд рассказов из жизни сектантов-штундистов и из еврейского быта. Был под сильным влиянием религиозного учения Л. Толстого. В 1880 г. им основано «духовно-библейское братство», ставившее себе целью реформировать еврейство на «толстовских» началах; преследуемое царским правительством за «вредный образ мыслей», «братство» это прекратило свое существование, а Гордин был вынужден уехать в Америку, где и отдался всецело еврейской драматургии. Является зачинателем и типичным представителем еврейской мещанской драмы; им написано свыше 70 пьес. Большей частью сюжеты его драм заимствованы из произведений иностранных и русских писателей: Грильпарцера, Лессинга, О. Мирбо, В. Гюго, Гауптмана, Степняка-Кравчинского, Толстого, Горького и др. Эти сюжеты он перерабатывал, придавая им соответствующую «еврейскую» форму. Даже наиболее оригинальные его пьесы написаны под сильным влиянием европейской драмы. Тема писателя – еврейская семья. Но свою тему он трактует поверхностно, вне тесной связи с развитием еврейской общественности. Общая канва его семейной драмы – обывательский брак, большей частью неудачный. Мелодраматически изображаются «брачные перипетии» в атмосфере мелкобуржуазного застоя. Он попутно воспроизводил типы невежественных раввинов или добродетельно-глупых духовных лиц, ешиботников, меламедов, честных сапожников, умных портных, сентиментальных прислуг, испорченных «барышень», жестоко-грубых или добродетельных купцов и прочих. В своих пьесах он культивировал искусство народной «поговорки», «красного словца» или народной шутки; юмором этой «поговорки» и исчерпывается жизненность его драм. В отношении театральной техники применял обычные приемы ранних драматургов-натуралистов, достигая значительной сценичности. Сыграл большую роль в истории еврейской драмы и театра: он вытеснил из еврейского репертуара господствовавший до него лубочный жанр «исторических оперетт». Эти оперетты писались на исковерканном еврейском языке (с примесью множества немецких слов); он очистил еврейскую пьесу от этих наносных слов и ввел в нее живой разговорный еврейский язык, простой и легкий; он поднял авторитет еврейского театра, привлек к нему внимание широких еврейских масс и интеллигенции. Автор свыше 70 пьес («Еврейский король Лир», «Бог, человек и дьявол», «За океаном», «Мирра», «Эфрос», «Сиротка Хася»). Его пьесы стали основой для первых еврейских фильмов, снятых на первых еврейских киностудиях, созданных М. Товбиным.
Связи (1)
Источники (1)
  • В. М. Кожевникова. Литературный энциклопедический словарь. - Москва, Советская энциклопедия, 1987
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх