Досье личности

Ценность: 3.5 (8)

Симпатия: 3.5 (8)

дата обновления - 2015-02-14

просмотров - 7

ГОЛЬБАХ Поль Анри

Имя латиницей: Holbach Paul Henry

Пол: мужской

Дата рождения: 08.12.1723

Место рождения: Эдесхейм, Пфальц, ныне Германия

Дата смерти: 21.06.1789 Возраст (65)

Место смерти: Париж, Франция

Знак зодиака: Стрелец

По восточному: Кот

География: ЕВРОПА, ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: знание, наука, философ.

Ключевой год: 1760

Поль Анри ГОЛЬБАХ

французский философ, иностранный почетный член Петербургской АН (1780). В 1744 г. поступил в Лейденский университет в Голландии. Отличавшийся огромной работоспособностью, любознательностью и вдумчивостью молодой Гольбах погрузился в изучение естествознания и философии, овладел, помимо немецкого и французского, английским, итальянским, латинским, древнегреческим и древнееврейским языками. В 1749 г. после завершения курса, унаследовав от своего дяди баронский титул и состояние, вернулся в Париж, дабы предаться занятиям научной и литературной деятельностью. Дом Гольбаха стал одним из виднейших во Франции интеллектуальных салонов, собиравших просветительски и материалистически настроенных философов, ученых и литераторов. Здесь бывали Дидро, с которым его связала пожизненная дружба, К. Гельвеций, Д`Аламбер, Ж. Бюффон, Руссо и др. Активно сотрудничал в «Энциклопедии», для которой написал и отредактировал большое количество статей по естествознанию. Перевел на французский язык и издал произведения философов-материалистов (Лукреция Кара, Т. Гоббса, Д. Толанда, А. Коллинза и др.), немецких и шведских ученых-естествоиспытателей, в т. ч., не менее 13 томов по химии, минералогии и геологии. Первый антирелигиозный памфлет Гольбаха «Разоблаченное христианство, или Рассмотрение начал христианской религии и ее последствий» был опубликован в 1761 г. Далее последовала целая серия выпадов против религии и католической церкви: «Карманное богословие» (1766), «Священная зараза, или Естественная история суеверия» (1768), «Письма к Евгении, или предупреждение против предрассудков» (1768), «Галерея святых» (1770), «Здравый смысл, или Естественные идеи, противопоставленные идеям сверхъестественным» и др. Эти боевитые сочинения, стяжавшие Гольбаху славу «личного врага бога», печатались анонимно и за пределами Франции. Его основной труд «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», вышел в 1770 г. в Амстердаме. Это сочинение стало итоговой книгой французского материализма и атеизма XVIII в. и было оценено современниками как «библия материализма». Дидро и Гельвеций восторженно приветствовали ее, просветители-деисты Вольтер, Д`Аламбер, Руссо осудили книгу за радикализм; первый из них даже написал памфлет против книги Гольбаха. Церковь и власти встретили книгу бурей негодования. Парижский парламент обвинил книгу в том, что она «колеблет трон, разрушает алтарь, уничтожает веру» и, тем самым, подстрекает народ к возмущению против властей, к бунту. «Система природы» и атеистические памфлеты Гольбаха были приговорены к сожжению, римский папа включил их в «Индекс запрещенных книг»; автор, оставшийся нераскрытым, однако, не был, устрашен и заявлял, что «последнего короля следовало бы повесить на кишках последнего попа». Последние произведения французского философа были посвящены социально-политической и этической проблематике: «Социальная система» (1773), «Естественная политика, или Беседы об истинных принципах управления» (1773), «Всеобщая мораль» (1776) и др. Был избран членом Берлинской и Мангеймской, иностранным почетным членом Петербургской Академий наук (1780). Гольбаха можно рассматривать как самого крупного представителя французского материализма и атеизма XVIII в. Умер за три недели до штурма Бастилии. Его могила была разрушена и ныне неизвестна. Решающее влияние на формировании взглядов Гольбаха оказали философы-материалисты всех эпох (Эпикур, Лукреций Кар, Гоббс, Коллинз, Пристли, Мелье и др.), французские философы-рационалисты и просветители (Декарт, Бейль, Монтень, Монтескье, Вольтер и др.) и современное ему естествознание. Природа, или материя, по Гольбаху, является причиной самой себя. Она несотворима и неуничтожима, бесконечна во времени и пространстве. Материя есть совокупность всех природных тел и состоит из элементарных частиц – неизменных и неделимых атомов, характеризующихся протяженностью, весом, фигурой, непроницаемостью, движением. Согласно Гольбаху, «движение – способ существования материи». Оно сводилось им к его механической форме. По Гольбаху, «материя движется благодаря своей энергии». Природа находится в постоянном развитии, и сочетание движения, теплоты и определенная комбинация веществ на определенном этапе породило жизнь и человека, являющегося частью природы. В связи с этим он отрицал свободу воли, полагая поведение обусловленным естественной причинностью. Чувственность есть свойство особым образом организованной материи. Французский философ принял позицию последовательного сенсуализма, рассматривая чувства как единственный источник знаний. Мышление сводилось им к функции чувствительности. Гольбах, заняв в отличие от Гельвеция бескомпромиссную позицию, придал атеизму воинствующую форму. Он рассматривал религию как «просто лишенные смысла слова, призраки, созданные невежеством и видоизмененные больным воображением». Любая религия и церковь рассматривалась философом как главное общественное зло, тормоз развития, источник войн, гнета, разврата, деградации и т. д. Бичевал религиозную мораль как человеконенавистническую, лживую, лицемерную и ханжескую. Критика Гольбаха не щадила не только все формы религии, но и пантеизм и деизм. Философ акцентировал взаимообусловленность религии и деспотизма. Основным средством борьбы с религией считал распространение свободомыслия и просвещения. Присущие его произведениям блеск, остроумие, язвительность и сарказм сатиры, беспощадность насмешек делали его критику религии и церкви действенной и убедительной. Свою этику он обосновывал посредством механики. Себялюбие, интерес, тяга к личному благу (эвдемонизм) рассматривались им как движущая сила поведения человека, как причина всех действий, мыслей и чувств и полагались как своеобразная форма проявления закона всемирного тяготения. Утверждаемая Гольбахом «естественная» или «всеобщая мораль» исходила из природных потребностей и склонностей человека и предполагала вместе с тем гармоничное сочетание общественных и индивидуальных интересов. Добро определял как то, что полезно объединившимся в общество людям. Отвергая концепцию «естественного состояния», разделял договорную теорию происхождения государства. Исходил из определяющей роли среды в формировании человека. Своей испорченностью человек, по Гольбаху, обязан порочности общества. Резко критически относился к феодально-сословному строю, к деспотизму, считая их противоречащим разуму нарушением равновесия между общественными и личными интересами. Считал аристократов и священнослужителей вредными паразитами. Критикуя феодальную собственность, отстаивал буржуазную. Экономические взгляды были близки учению физиократов. Политический идеал связывал с сочетанием монархии, аристократии и демократии, что определялось им как «смешанная» или «ограниченная монархия». Государь, по его мнению, должен быть «уполномоченным общества». Допускал возможность народного мятежа против деспотической власти, но к возможности революции, одним из идейных вдохновителей которой ему суждено было стать, относился с осторожностью; общественный прогресс связывал с распространением просвещения и реформами. Развивал идеи антимилитаризма и космополитизма.

Афоризмы (5)
Связи (20)
Источники (6)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх