Досье личности

Ценность: 4.545 (11)

Симпатия: 5.182 (11)

дата обновления - 2013-01-16

просмотров - 10

ГИППИУС Зинаида Николаевна

Другое имя: Мережковская Зинаида - в замужестве; Крайний Антон - псевдоним

Имя латиницей: Gippius Zinaida Nikolaevna

Пол: женский

Дата рождения: 20.11.1869

Место рождения: Белев, Тульская губерния, Россия

Дата смерти: 09.09.1945 Возраст (75)

Место смерти: Париж, Франция

Знак зодиака: Скорпион

По восточному: Змея

География: ЕВРОПА, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: автор, изгнанник, критик, литература, ЛИЧНОСТИ журнал, писатель, поэт, религия.

Ключевой год: 1895

Зинаида Николаевна ГИППИУС

российская поэтесса, литературный критик, прозаик, мемуарист. Отец Гиппиус родом из обрусевшей немецкой семьи. Со своим мужем Д. С. Мережковским она познакомилась в 1888 г. и прожила «52 года, не разлучаясь ни на один день». Гиппиус была его преданным духовным спутником, соучастником и вдохновителем его религиозно-философских идей. Ее первые стихи появились в «Северном вестнике» (1895), органе «старших символистов»: «Посвящение» («Но люблю я себя, как Бога») и «Песня» («Мне нужно то, чего нет на свете»). Сборники первых стихов, изданные в Москве: «Собрание стихов. 1889-1903» (1904) и «Собрание стихов. 1903-1909» (1910). Обращаясь к Богу и называя стихи «молитвами», она устанавливает с ним свои, «кощунственные» отношения. Бог для нее – прежде всего путь к самораскрытию и очищению собственного «Я». Через волю, по мысли Гиппиус, обнаруживается воля божественная. Волевые усилия по сотворению и сохранению души – «трудный» путь, от него неотделимы искусы и соблазны, отчаянье и бессилие веры. Первые сборники рассказов Гиппиус «Новые люди» (1896, 1907) и «Зеркала» (1898) стали первыми «декадентскими» книгами русского символизма, открывающих строй мысли» изломанных, болезненных, «новых людей. Совершенно другим по манере и настроению был прозаический дебют Гиппиус – рассказ «Злосчастная» (1892), с сочувствующим вниманием рисующий «простую жизнь». Двойственность человека и самого бытия, «ангельского» и демонического начала, взгляд на жизнь как на отражение недосягаемого духа (одноименная повесть «Зеркала»). В «Третьей книге рассказов» (1902) парадоксальность чувств и устремлений таких же героев более художественно мотивированы, через мучительный поиск, вразрез с общепринятой моралью и правдой. Гиппиус формулирует свою метафизику любви (соотносимую со «Смыслом любви» В. С. Соловьева) и страдания: любить не для себя, не для счастья и «присвоения», а для обретения в «Я» бесконечности или для того, чтобы выразить и «отдать всю душу. В рассказе «Святая плоть» – о самопожертвовании простой героини ради слабоумной сестры – акцент делается на вольности смирения, а не пассивной покорности судьбе. В 1899 г. Гиппиус сближается с группой «Мир искусства», печатает в их журнале литературно-критические статьи (1899-1901), выступает как публицист-критик и фактический соредактор религиозно-философского журнала «Новый путь» (1903-1904), где публикует также свои стихи, она один из ведущих критиков символистского журнала «Весы» (1906-1908), позднее (1910-1914) – постоянный сотрудник либеральной «Русской мысли». В 1901 г. Гиппиус и Мережковский при активном участии В. В. Розанова и Д. В. Философова организуют Религиозно-философские собрания, призванные соединить интеллигенцию и церковь. Традиционное христианство, по мнению Гиппиус, в значительной степени обветшало, исчерпало себя и не способно дать оправдание жизни современному человеку. Идея создания «Новой церкви» зародилась у Мережковских осенью 1899 г. В 1901 г. в их доме происходили интимные домашние богослужения, к 1905 г. было создано «троебратство», «союз трех»: Гиппиус, Мережковский и Философов (с ним в течение 15 лет ее связывали сложные личные отношения, ему она посвятила несколько стихов, в т. ч. «Предел» и одно из последних «Когда-то было, меня любила», 1943). Новое религиозное сознание Гиппиус обосновывала необходимостью устранить разрыв между духом и плотью, упразднить христианский аскетизм, вынуждающий человека жить в сознании своей греховности, а вместе с этим сблизить религию и искусство. Эти темы она развивала на страницах «Литературного дневника» (1908), изданного под псевдонимом Антон Крайний (основной псевдоним Гиппиус-критика). В 1900-10-х гг. она – признанный литературный мэтр, хозяйка литературного салона (1890-1917) в знаменитом «доме Мурузи» Мережковских на Литейном проспекте, где собирались писатели различных ориентаций, художники, философы, священники; многие из них – Н. М. Минский, З. А. Венгерова, Андрей Белый, А. А. Блок, Н. А. Бердяев и другие испытали влияние идей и личности Гиппиус. «Декадентская мадонна», литературная жрица, язвительная «дама с лорнетом, одевавшаяся «не как все», Гиппиус «не могла не обращать на себя всеобщего внимания, прельщая одних, смущая и раздражая других». Ее острых суждений, нелицеприятных оценок боялись и к ним прислушивались. После революции 1905 г., способствовавшей усилению ее общественных настроений, Мережковские уехали за границу, в Париж (1906-1908), где сблизились с революционными эмигрантами, в т. ч. Б. В. Савинковым; вернувшись в 1908 г., приняли участие в Религиозно-философском обществе вместе с Вяч. Ивановым, Бердяевым, Блоком. В конце 1900-х и в 1910-е гг. Гиппиус издает два сборника рассказов, «Черное по белому» (1908), «Лунные муравьи» (1912), и романы – дилогию «Чертова кукла» (1911) и «Роман-царевич» (1913). Рассказы этого времени более приближены к жизни, а романы же были явно идеологическими, тенденциозными и «небрежными» по исполнению; выведенная в них галерея общественных типов, картина идейного и социального разложения, попытка религиозного осознания революции (в «Романе-царевиче») не получили художественного обобщения и единства. Февральскую революцию Гиппиус восприняла с воодушевлением, надеясь на религиозно-творческое и политическое обновление страны, участвовала в политической жизни, о чем рассказала в «Петербургских дневниках. 1914-1919» (Нью-Йорк, 1982, 1990; оба издания с предисловием Н. Н. Берберовой). Октябрьская революция была для Гиппиус гибелью России, ее преступным «разрушением», «убийством свободы» и общим грехом, в т. ч. народа, «не уважающего святынь» (стихотворение «Веселье», «Свеча ненависти»). В 1918-1922 гг. написан цикл крайне враждебных антиреволюционных, «мстящих» стихов («Последние стихи. 1914-1918») и пронзительные стихи о России («Если», «Знайте», «Господи, дай увидеть!»). В конце 1919 г. Гиппиус с Мережковским, Философовым и их литературным секретарем и поэтом В. А. Злобиным нелегально эмигрируют из России в Польшу, затем в Париж. Гиппиус печатает статьи, рецензии, стихи в журнале «Современные записки», газетах «Последние новости», «Возрождение» и многих других изданиях. Выходят небольшие поэтические сборники: «Стихи. Дневник. 1911-1921» (Берлин, 1922) и «Сияния» (Париж, 1939) и мемуары «Живые лица» (Прага, 1925). Гиппиус рисует привлекательные образы ушедших со сцены «знаменитых стариков», ее литературных антагонистов – А. Н. Плещеева, Я. П. Полонского, Н. И. Вейнберга, Д. В. Григоровича, подчеркивает их «моральную чистоту», «способность на подвиг и жертву», дух «рыцарства», свойственные русской литературе и «русской интеллигенции». Создает яркие и доброжелательно-проницательные портреты Блока, Белого, Брюсова, Розанова, Ф. Сологуба и других. Она организует литературные «воскресенья», общество «Зеленая лампа» (1927-1939), посетителями которых были Г. В. Иванов, Б. К. Зайцев, В. Ф. Ходасевич, М. А. Алданов, А. М. Ремизов, И. А. Бунин, литературная молодежь. По воспоминаниям Берберовой, дома у Мережковских велись постоянные споры о том, что кому «дороже»: «свобода без России» или «Россия без свободы»; Гиппиус выбирала первое. Последняя неоконченная книга Гиппиус – «Дмитрий Мережковский» (Париж, 1951) – писалась в 1941 г., после смерти Мережковского, которую она тяжело пережила; значительная часть книги посвящена его идейной эволюции, истории Религиозно-философских собраний. Гиппиус похоронена в Париже на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа, под одним надгробием с Мережковским.

Афоризмы (2)
Медиа (10)

Зинаида Николаевна ГИППИУС в журнале «Личности»:

ЗИНАИДА ГИППИУС: САТАНЕССА В БЕЛОМ

Личности 61/2013
Она, несомненно, искусственно выработала в себе две внешние черты: спокойствие и женственность, писала Нина Берберова. Внутри она не была спокойна. И она не была женщиной. Современники-мемуаристы с особо пристальным вниманием приглядывались к ней: сильфиде, наяде, ведьме, сатанессе. В красках и парадоксальных эпитетах описывали, какой она казалась окружающим. Ипроявляли чудеса проницательности, доискиваясь, какова же она была на самом деле. Зинаида Гиппиус мистифицировала всех и осталась неразгаданной О своих детстве, отрочестве и юности Зинаида Гиппиус подробно написала в книге, которая называется именем другого человека Дмитрий Мережковский. Мне надо было коснуться нашей встречи,… Читать далее

Зинаида Николаевна ГИППИУС в фотографиях:

Связи (41)
Источники (6)
Факты (1)

19.02.2011 Мартыненко Ольга

по другим данным родилась в 1867 году («Русские писатели» в портретах, биографиях и образцах», изд. 1901)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх