Досье личности

Ценность: 2,214 (14)

Симпатия: 1,769 (13)

дата обновления - 2010-09-13

просмотров - 5

ГЕ Николай Николаевич

Имя латиницей: Ge Nikolaj Nikolaevich

Пол: мужской

Дата рождения: 27.02.1831

Место рождения: Воронеж, Россия

Дата смерти: 13.06.1894 Возраст (63)

Место смерти: хутор Ивановский, ныне им. Т. Г. Шевченко, Черниговская область, Украина

Знак зодиака: Рыбы

По восточному: Кот

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.

Ключевые слова: живопись, искусство, художник.

Ключевой год: 1863

Николай Николаевич ГЕ

русский художник. Выдающийся мастер портрета и сюжетной, в т. ч. религиозной, картины, обновивший ее язык в преддверии символизма и авангарда. Выходец из семьи помещика, первоначально учился на математических отделениях Киевского и Петербургского университетов (1847-1850). В 1850 г. поступил в Академию художеств, которую окончил в 1857 г. Во время учебы в Академии испытал большое влияние К. П. Брюллова и А. А. Иванова. Работал в Риме и Флоренции (1857-1869), в Санкт-Петербурге, а с 1876 г. – на хуторе в Черниговской области. Был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Первой, по его собственным словам, «самостоятельной картиной», к тому же вызвавшей бурный общественный резонанс, стала «Тайная вечеря» (1863, Русский музей). Он отказался здесь от академически идеализированной трактовки религиозного сюжета, представив его как реальную психологическую драму. Противостояние Христа и Иуды, тема отступничества наложились в сознании интеллигенции на смуту и раскол, царившие в политической оппозиции тех лет, что усилило актуальность картины. Другим важным успехом художника явился портрет А. И. Герцена (1867, Третьяковская галерея), «рембрандтовский» по своей драматической светотени, влекущий особой пытливой остротой герценовского взгляда. Мастер выступил и как реформатор исторического жанра. Трагический конфликт не только двух персонажей, но и двух антагонистических эпох русской истории пронизывает картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871, Третьяковская галерея). Картины «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874, Третьяковская галерея) и «Пушкин в Михайловском» (1875, Харьковский художественный музей) уже не достигают такой драматической силы, хотя и в них художник, предвосхищая «Мир искусства», стремится придать образам прошлого особую, «современную», эмоциональную остроту. Отдав дань романтизму, с годами он занимает уникальное положение в русском искусстве XIX в., – прежде всего, в силу возрастающей «протоавангардной» экспрессии своего колорита, чутко выражающего динамику внутренних духовных поисков мастера. С 1880-х гг. он становится близким другом и последователем Л. Н. Толстого. Стремясь «демифологизировать» Евангелие, приблизить его к мыслям и чувствам современников, переходит к широкой, эскизной манере письма, обостряя цветосветовые контрасты. В картине «Что есть истина?» (1890, Третьяковская галерея) Христос изображен перед Пилатом, обращающим к нему свой насмешливо-цинический вопрос. Экспрессионизм художника, мощная выразительность крупного, мерцающего мазка достигают апогея в картинах «Христос и Никодим» (1880-е) и «Голгофа» (1893; обе в Третьяковской галерее). В двух вариантах «Распятия» (1892-1894; местонахождение одного неизвестно, другое хранится в музее д`Орсе в Париже) атмосфера исступленного отчаяния производила шокирующий эффект. Такого рода образы вызвали резкую критику со стороны церкви и консервативных кругов общества; с другой стороны, политические и религиозные вольнодумцы почитали их в виде своего рода «толстовских икон». Параллельно мастер создает замечательные, полные внутренней одухотворенности портреты – в частности, портрет Л. Н. Толстого за письменным столом, который считается одним из лучших прижизненных изображений писателя. Портрет Н. И. Петрункевич на фоне окна, открытого в сад (1892-1893; оба – в Третьяковской галерее) демонстрирует и замечательный талант Ге-пейзажиста, поэта пленэрной живописи (пейзаж как звучный, лирически-страстный фон или как самостоятельный образ вообще играет в его искусстве весьма важную роль). Хотя он сам почти не занимался педагогической деятельностью, у него оказалось много преемников, которых влекло в первую очередь его «духовидческое» мастерство колориста. Отзвуки его искусства звучали очень мощно, в диапазоне от М. А. Врубеля до С. М. Романовича.

Медиа (3)

Николай Николаевич ГЕ в фотографиях:

Связи (15)
Источники (11)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх