Досье личности

Ценность: 3.9 (10)

Симпатия: 4 (10)

дата обновления - 2010-10-20

просмотров - 6

ГЕРАСИМОВ Михаил Михайлович

Имя латиницей: Gerasimov Mikhail Mikhajlovich

Пол: мужской

Дата рождения: 15.09.1907

Место рождения: Санкт-Петербург, Россия

Дата смерти: 21.07.1970 Возраст (62)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Дева

По восточному: Коза

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: археолог, знание, искусство, историк, скульптор.

Ключевой год: 1950

Михаил Михайлович ГЕРАСИМОВ

российский скульптор-антрополог и археолог, автор метода пластической портретной реконструкции, создавший галерею портретов исторических деятелей и ископаемых людей по их черепам. родился в семье врача. Вскоре семья переехала в Иркутск, где прошли его детство и юность. Михаил рос талантливым ребенком – он хорошо пел, лепил, рисовал, серьезно интересовался естественными науками. В 13 лет он приходит в анатомический музей при медицинском факультете Иркутского университета. Судебный медик профессор А. Д. Григорьев и анатом профессор А. И. Казанцев сочувственно отнеслись к научному увлечению мальчика, который твердо решил идти по стопам Ж. Кювье и создавать по черепам древних людей их портреты. Работа в морге, природная наблюдательность и зрительная память способствовали накоплению его знаний о связях мягких тканей лица и костей черепа. С 1922 г., еще школьником, Михаил начинает работать в Иркутском краеведческом музее, обрабатывая коллекции и участвуя в экспедициях. Как археолог он формировался в среде т. н. иркутской школы палеоэтнологии, главой и душой которой был бывший профессор Петроградского университета Б. Э. Петри. Его первый экзамен на научную зрелость – раскопки палеолитической стоянки Переселенческий пункт в 1924 г. и публикация собранного материала в 1926 г. В иркутский период жизни интенсивно занимается археологией: он выезжает на разведки в долины рек Белой, Оки, Ии, в Минусинскую котловину, в 1927-1928 гг. проводит раскопки удивительного по древности и яркости культуры неолитического могильника на стадионе Циклодром (ныне Локомотив) в Иркутске, открывает многослойное мезолитическое поселение в устье Белой и докерамическую культуру на берегу Амура в Хабаровске. В 1932 г. переезжает в Ленинград, где поступает в аспирантуру Государственной академии истории материальной культуры (с 1937 г. – Институт истории материальной культуры); одновременно (1933-1941) работает в реставрационной мастерской Эрмитажа. Живя в Ленинграде и позднее в Москве, продолжает археологические изыскания в Прибайкалье и Забайкалье. При исследовании палеолитической стоянки Мальта им была создана методика послойного вскрытия древнего поселения широкой площадью с полной расчисткой обнаруженных комплексов и графической полевой фиксацией. Также ему принадлежит метод полевой реставрации и консервации изделий из рога, бивня и кости. Сенсацией явилось обнаружение здесь женских костяных статуэток, находимых ранее только в Европе, фигурок летящих птиц, гравировок на костях и бивне. Тогда же ученый проводит эксперимент по реконструкции обработки древними людьми бивня мамонта, трубчатых костей и оленьего рога. В 1956-1959 гг. продолжает раскопки в Мальте и Усть-Белой. Эти четыре полевых сезона не только дали новый научный материал по древней истории Сибири, но и способствовали формированию коллектива молодых археологов при Иркутском университете, связывая тем самым казалось бы оборванную нить научной традиции, идущей от Б. Э. Петри. Война застала его на раскопках мавзолея Гур-Эмир в Самарканде. В 1944 г. вместе с семьей, которая из Ленинграда эвакуировалась в Ташкент, переезжает в Москву. Он продолжает работу в институте, параллельно занимаясь разработкой метода восстановления лица по черепу. В 1950 г. был удостоен Государственной премии (бывшая Сталинская) и в том же году создал в Институте этнографии АН СССР лабораторию пластической антропологической реконструкции, которой руководил до своей смерти. В 1956 г. защитил докторскую диссертацию. Свои первые реконструкции он создал в 1927 г. по черепам питекантропа и неандертальца. Стремление определить степень приближения к подлинности в создаваемых портретах побудило его осуществить ряд проверочных работ, проведя реконструкцию современных людей, прижизненные изображения которых сохранились. Контрольные опыты, выполненные главным образом на трупах, подтвердили эффективность создаваемого метода и возможность достижения с его помощью портретного сходства. Соподчиненность формы лицевого скелета и элементов внешности оказалась значительно большей, чем было принято думать. Он применял различные методические приемы: препарирование и наколы закопченной иглой, поперечные и продольные распилы замороженных голов, рентгенографию. Это позволило собрать значительную информацию о вариациях толщины мягких тканей в отдельных точках и создать шкалу толстот. Метод предусматривает обязательный учет мест прикрепления, протяженность и форму определенных мышц и их вариабельность в соответствии с вариабельностью костной основы. Форма отдельных частей лица – носа, рта, глаз и ушей – зависит от величины и формы носовых костей, формы грушевидного отверстия, строения, ширины зубной дуги, формы и величины зубов и их прикуса, особенностей строения нижней челюсти, формы глазниц, их глубины и т. п. Им выполнена обширная галерея скульптурных портретов древнейших и древних людей, а также исторических деятелей (всего свыше 200). Среди них портреты Ярослава Мудрого, Андрея Боголюбского, Тимура и его внука Улугбека, Рудаки, адмирала Ф. Ф. Ушакова, матери Ф. М. Достоевского, Ивана Грозного и его сына Федора Ивановича, Шиллера и др. Реконструкции Герасимова и его учеников находятся во многих музеях нашей страны. Ему пришлось пережить недоверие и непонимание, равнодушие, граничившее с пренебрежением, тяжесть болезней, материальные трудности – прежде чем к нему пришло признание. С детских лет он почувствовал свое призвание, отыскал свою дорогу и, не сворачивая ни на шаг, шел по ней до конца.
Медиа (1)

Михаил Михайлович ГЕРАСИМОВ в фотографиях:

Источники (2)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх