Досье личности

Ценность: 1,75 (12)

Симпатия: 1,75 (12)

дата обновления - 2017-12-20

просмотров - 3

ГЕННАДИЙ II Схоларий (патриарх Константинопольский)

Другое имя: Георгий Куртесий – в миру

Имя латиницей: Gennadius Scholarius

Пол: мужской

Дата рождения: приблизительно 00.00.1400

Место рождения: Константинополь, ныне Стамбул, Турция

Дата смерти: приблизительно 00.00.1473 Возраст (73)

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Дракон

География: ВИЗАНТИЯ, КОНСТАНТИНОПОЛЬ, ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ.

Ключевые слова: власть, патриарх, политика, религия.

Ключевой год: 1453

ГЕННАДИЙ II Схоларий (патриарх Константинопольский)

константинопольский патриарх (6 января 1454 – май 1456; 1463; август 1464 – август 1465), первый патриарх после прекращения существования Византийской империи. По-видимому, происходил из достаточно состоятельной семьи. По меньшей мере, у него были средства получить весьма основательное образование. Среди своих наставников он называет таких известных представителей византийской образованности как Марк Евгеник, Иоанн Хортасмен, Иосиф Вриенний, Макарий Афонский. Император Иоанн VIII Палеолог сделал его государственным судьей и членом верховного совета. Когда Иоанн VIII и константинопольский патриарх Иосиф II по приглашению папы Евгения IV отправились в Феррару в 1438 г. и потом в 1439 г. во Флоренцию для переговоров об унии, в их свите находился и Георгий. Как светский человек, он не мог участвовать в соборных заседаниях, но, тем не менее, способствовал делу унии: этой цели служили сделанные на соборе три речи его (о пользе, трудности и возможности унии) и воззвание к грекам об угрожающей от турок опасности и о неотложной необходимости изыскивать средства защиты. Когда греки были стеснены во Флоренции латинянами, Георгий оставил Флоренцию.

Узнав по возвращении в Константинополь, что уния решительно осуждается клиром и народом, он присоединился к главному ее противнику Марку Эфесскому, своему другу и духовному отцу. После смерти Марка в 1447 г. стал главой противников унии и издал целый ряд полемических сочинений. Вражда к унии расстроила отношения Георгия к императору Иоанну VIII и еще более к его брату и наследнику императору Константину (правившему в 1448-1453). В 1450 г. он принял монашество. 29 мая 1453 г. Константинополь был взят войсками османского султана Мехмеда II. Геннадий, как и многие жители Константинополя, попал в рабство и был увезен в Адрианополь. Приблизительно в конце 1453 г. султан велел христианам избрать патриарха «сообразно своей вере». Вероятно этот поворот политики султана и привел к освобождению Геннадия из рабства. На Богоявление 1454 г. он единодушно был избран Константинопольским патриархом. По желанию султана Геннадий составил для него изложение главных догматов христианской веры.

Патриарх делал все, что было возможно для облегчения тяжкой участи своих единоверцев. Ввиду бедственного положения византийцев после катастрофы 1453 г. и разрушении семей, в целях снисхождения (икономии) он счел возможность признать браки, сложившиеся в условиях разрушений, бегства и гибели людей каноничными. Это вызвало недовольство среди ревнителей канонических норм (акривии). Среди наиболее активных критиков патриарха – Мануил Христоним, будущий Константинопольский патриарх. В силу ли только этих причин, или же были и иные, в начале 1456 г., он был вынужден сложить свои полномочия. Однако последующие два патриарха в вопросах повторных браков придерживались той же политики. По оставлении кафедры Геннадий удалился в монастырь «Святого Иоанна Крестителя», где и умер, как полагают, в 1473 г. За это время бывший патриарх еще дважды посетил Константинополь, как он писал, неволею. Что касается этих невольных посещений кафедрального города, ряд ученых считает, что связаны они были с повторным восшествием Геннадия на Константинопольскую кафедру.

Общее количество сочинений патриарха около ста. Некоторые из них изданы не полностью, многие остаются в рукописи, о подлинности некоторых идет дискуссия. По содержанию они делятся на философские (толкования Аристотеля, Порфирия, переводы с латинского – Фомы Аквинского и др.) и богословские (по поводу унии и против латинян, изложение христианских догматов, против иудеев, мусульман, против язычествующих философов, много проповедей, писем и гимнов). Труды Геннадия включены в 160-й том патрологии Жака Поля Миня (Patrologia Graeca).

Связи (12)
Источники (3)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх