Досье личности

Ценность: 1 (11)

Симпатия: 1 (11)

дата обновления - 2016-12-15

просмотров - 2

ГАЙ Валерий Катулл

Другое имя: Катулл Веронский

Имя латиницей: Catullus Gaius Valerius

Пол: мужской

Дата рождения: 00.00.87 до н.э.

Место рождения: Верона, Римская империя

Дата смерти: 00.00.54 до н.э. Возраст (33)

Место смерти: Рим, Римская империя

Знак зодиака: Неизвестно

География: ДРЕВНИЙ РИМ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.

Ключевые слова: литература, поэт.

Ключевой год: -0060

Валерий Катулл ГАЙ

римский лирический поэт, главный представитель римской поэзии в эпоху Цицерона и Цезаря. Точных сведений о его биографии сохранилось мало. Родился во время консульства Луция Корнелия Цинны (87 г. до н. э.). По-видимому, принадлежал к землевладельцам Северной Италии, известно, что Цезарь гостил в доме его отца. После переезда в Рим стал во главе кружка молодых поэтов «неотериков», который был связан узами тесного товарищества, и отличался особенно в ямбах, в едкой эпиграмме и в вольных стихотворениях любовного характера. Между друзьями поэта, которым он посвятил немало стихотворений, особенно близок к нему был Гай Лициний Макр Кальв и Гай Гельвий Цинна. В Риме развернулась его любовная история с женщиной, воспетой им в стихах под псевдонимом Лесбия. Из его произведений видно, что он был в литературных связях и с главными представителями господствовавшей тогда прозаической литературы – с Цицероном, оратором Гортензием, Корнелием Непотом и другими, пылая, вместе с Кальвом, непримиримой ненавистью к Юлию Цезарю и бросая в него и в его друзей самыми язвительными ямбами и едкими эпиграммами, к которым Цезарь, по словам Светония, не оставался нечувствительным. В 57 г. до н. э. он сопровождал пропретора Луция Меммия Гемелла в Вифинию, поэта-любителя, которому Тит Лукреций Кар посвятил поэму «О природе вещей». Умер очень рано, год смерти его в точности неизвестен. Св. Иероним пишет, что Катулл родился в 87 г. до н. э. и умер в Риме в возрасте 30 лет, однако, поскольку ряд стихотворений написан после 57 г. до н. э., Иероним ошибается либо относительно даты рождения Катулла, либо относительно его возраста на момент смерти. Наиболее поздние из упоминающихся в его лирике событий относятся к 55-54 гг. до н. э. В Средневековье его произведения были утеряны. Единственный его сборник был вновь найден в XIII в. в единственном экземпляре в его родном городе Вероне. Рукопись была утрачена, но с нее были сделаны две копии, от которых происходят многочисленные изводы XV в. Этот сборник включает 116 стихотворений, разных по размеру и количеству строк (от 2 до 480). Стихотворения размещены, в соответствии с античным принципом «пестроты», без какого-либо хронологического или тематического порядка, а только по формальным признакам: вначале короткие стихотворения, написанные разными лирическими размерами (1-60), потом большие произведения (61-68), а за ними – короткие стихотворения, написанные элегическим дистихом (69-116). Традиционно как особый цикл в стихотворениях Катулла выделяются любовные стихотворения, в которых главную роль играют отношения поэта к Лесбии (подлинное имя которой, по Овидию и Апулею, было Клодия). Несколько любовных стихотворений, имеющих параллели со стихами к Лесбии. Другую значительную группу стихотворений составляют стихотворения к друзьям и знакомым: к Кальву, Цинне, Вероннию, Фабуллу, Альфену Вару, Цецилию, Корнифицию, Корнелию Непоту, которому и посвящен весь сборник, Цицерону, Азинию Поллиону, Манлию Торквату, грамматику Катону, Гортензию и др. Содержание этих стихотворений также различно, как и поводы, которыми они вызывались. Огромная часть книги стихов – ругательные послания, где автор изощряется в потоках далеко не всегда мотивированной свирепой брани по адресу врагов или друзей. Часть стихотворений – краткие дружеские послания в несколько стихов, сообщающие какой-либо интересный факт, имеющий значение для истории римской литературы. Также Катулл пробовал свой лирический талант и в возвышенных одах, каков гимн Диане, в торжественных свадебных песнях в изображении сильных трагических аффектов, какова его песнь об Аттисе, написанная галлиямбом. Пробовал он писать и элегии в александрийском вкусе, из которых одна, о волосах Вереники, представляет прямо перевод элегии Каллимаха. Обладал необыкновенным поэтическим талантом, особенно для выражения лирического чувства, и может быть назван истинным основателем художественной лирики в Риме. Он первый применил разнообразную гармонию греческих лирических размеров к латинскому языку, хотя и не дошел в этом отношении до силы и классической законченности, какие проявил Гораций. Если значение Катулла в римской литературе уступает значению главных представителей поэзии века Октавиана Августа, то это объясняется господствовавшим в его время александрийским направлением, которое, пренебрегая искренностью чувства и естественностью выражения, больше всего ценило пикантность содержания, трудности версификации и щегольство мифологической ученостью. Но в конце I в. нашей эры значение Катулла видимо возрастает. Марциал, один из крупнейших представителей римской лирики, изучает его внимательнейшим образом; Квинтилиан указывает на едкость его ямбов, а в II в. Геллий называет его уже «изящнейшим из поэтов». Катулл обрел популярность еще при жизни. Поэты следующего поколения, Овидий и Проперций, называют его своим учителем в жанре любовной поэзии; Вергилий прилежно изучал Катулла; и даже Гораций, отнюдь не симпатизировавший неотерикам, подражал некоторым его произведениям. Поскольку Катулла, в отличие от Вергилия и Горация, не включили в круг авторов, изучаемых в школе, в эпоху империи его читали все меньше и меньше, так что его имя упоминается лишь Плинием Старшим, Квинтилианом, Авлом Геллием и немногими другими.

Медиа (3)

Валерий Катулл ГАЙ в книгах:

Валерий Катулл ГАЙ в фотографиях:

Связи (32)
Источники (5)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх