Досье личности

Ценность: 2 (7)

Симпатия: 2.143 (7)

дата обновления - 2015-09-12

просмотров - 5

ФОРД Джон (кинорежиссер)

Другое имя: О`Фини Шон Алоис – наст. имя и фам.

Имя латиницей: Ford John; O`Feeney Sean Aloysius

Пол: мужской

Дата рождения: 01.02.1895

Место рождения: Кейп-Элизабет, штат Мэн, США

Дата смерти: 31.08.1973 Возраст (78)

Место смерти: Палм-Дизарт, штат Калифорния, США

Знак зодиака: Водолей

По восточному: Коза

География: СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА, США.

Ключевые слова: дело, искусство, кино, оскар, режиссер, сценарист.

Ключевой год: 1920

Джон (кинорежиссер) ФОРД

американский кинорежиссер, сценарист и писатель, крупнейший мастер вестерна, единственный в истории обладатель четырех «Оскаров» за лучшую режиссуру. По происхождению ирландец. С 1913 г. работал в Голливуде под руководством своего старшего брата Фрэнсиса сначала ассистентом режиссера, с 1917 г. – режиссером. Его первым крупным успехом стал вестерн «Железный конь» (1924), рассказавший о прокладке трансконтинентальной железной дороги через просторы Дикого Запада Америки. Наряду с наличием традиционных приемов жанра (драматизм сюжета, внешняя динамика действия, натурные съемки и т. д.) фильм отличался нехарактерной для приключенческих лент психологизацией характеров действующих лиц. Не только главные герои, но и второстепенные персонажи получились выразительными и запоминающимися. Уже здесь проявилась сильная черта всего творчества Форда – его умение работать с актерами. Недостатком же почти всех ранних фильмов режиссера было отсутствие добротной драматургической основы. Возникшее в начале 1930-х гг. творческое содружество с талантливым сценаристом Д. Николсом открыло в этом смысле весьма плодотворные перспективы, что особенно отчетливо проявилось в фильме «Осведомитель» (1935, премия «Оскар»). Режиссер, экранизируя известный роман Л. О`Флаэрти, сконцентрировал все внимание на показе психологии предателя, продавшего за деньги своего товарища и постепенно начавшего осознавать значение совершенного проступка. Умелое создание атмосферы надвигающейся трагедии, точное использование шумов и музыки, выразительное использование деталей принесли фильму заслуженную славу. Наивысшими же достижениями Форда стали фильмы «Дилижанс» (1939, другое прокатное название – «Путешествие будет опасным») и «Гроздья гнева» (1940). Первый поставлен режиссером в привычном для него жанре вестерна, в котором постановщик сумел отойти от привычного деления героев на «добродетельных» и «злодеев». В картине причудливо сочетаются тонкая ирония над представителями различных социальных слоев американского Дикого Запада и явная романтизация американской истории. В фильме «Гроздья гнева» (премия «Оскар», 1940), созданном по одноименному роману Дж. Стейнбека, Форд обращается к одной из самых жгучих проблем современной ему действительности – трагическому положению лишенного земли американского фермера. В отличие от ряда других произведений, в т. ч. и своей собственной «Табачной дороги» (1941), режиссеру здесь удалось убедительно вскрыть социальные корни драматических конфликтов. В годы войны Форд, несмотря на плохое зрение (он всю жизнь ходил в очень темных очках или с черной повязкой на одном глазу) находился на тихоокеанском театре военных действий, где снял несколько документальных фильмов, два из которых («Битва за Мидуэй» и «7 декабря») были отмечены премиями «Оскар». В послевоенный период, режиссер снова возвращается к постановке вестернов («Моя дорогая Клементина» – 1946, «Форт Апач» – 1948), на военную тему («Когда Вилли придет, маршируя домой», 1950, «Это – Корея», 1951) и сентиментальных мелодрам («Солнце светит ярко», 1953, «Могамбо», 1953), не ставшими событием в творчестве мастера. Новый взлет творчества Форда падает на первую половину 1960-х гг. В фильме «Осень чейенов» (1964) режиссер сумел по-новому взглянуть на взаимоотношения белых переселенцев и индейцев, показав последних не агрессивными варварами, как прежде, но пострадавшей стороной. Фильм «Человек, который убил Либерти Вэланса» (1962) стал реквиемом его постоянному, только уже постаревшему и помудревшему романтическому герою. Таким был и сам постановщик, продолжавший упорно работать, несмотря на почти полную слепоту и прогрессирующий рак, от которого он и умер в маленьком калифорнийском городке. За свои почти 50 лет режиссёрской деятельности Форд снял приблизительно 130 кинофильмов. Наибольшее внимание уделял трём темам: Ирландии как родине своих предков, освоению американского Запада и будням американской армии. Своих героев, как и бескрайние пейзажи, он предпочитал снимать с низкого угла, что придавало им эпическое величие. Форда мало интересовали женские персонажи; в некоторых его фильмах они почти отсутствуют, за что его обвиняли в женоненавистничестве. В ряде его фильмов фигурирует мистика игральных карт. В одной из своих последних работ, «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» (1962), Форд признает, что пресловутый героизм едва ли существует, однако потребность общества в героях неискоренима. О влиянии Форда на свое творчество говорили такие титаны мирового кинематографа, как Орсон Уэллс, Ингмар Бергман, Акира Куросава и Мартин Скорсезе.

Афоризмы (1)
Связи (17)
Источники (3)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх