Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2014-12-16

просмотров - 2

ФИЛОЛАЙ

Имя латиницей: Philolaus

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.490 до н.э.

Дата смерти: реконструировано 00.00.420 до н.э. Возраст (70)

Знак зодиака: Неизвестно

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.

Ключевые слова: знание, наука, философ.

Ключевой год: -0435

ФИЛОЛАЙ

древнегреческий философ, ученик Пифагора, современник Сократа и Демокрита. Его родным городом считается Кротон в Южной Италии; иногда называется также Тарент. Учеником Филолая был Архит Тарентский; также среди его учеников упоминается ряд последних пифагорейцев, которых еще видел Аристоксен. Когда демократическая партия в Метапонте восстала против пифагорейцев и сожгла дом, в котором проходили их собрания, Филолай бежал в Луканию. Позднее он переселился в Фивы, где жил еще незадолго до смерти Сократа. Первый обнародовал пифагорейское учение о природе и устройстве Вселенной. Его сочинение «О природе», состоявшее из трех книг – 1) учение о гармонии и космологии, 2) о числе и о его значении в мирообразовании, 3) о душе и душепереселении – дошло до нашего времени лишь в отдельных фрагментах. По просьбе Платона оно было куплено для него Дионом в Сицилии: от Платона оно перешло к Спевсиппу. Согласно Аристотелю, первым предположил возможность движения Земли, утверждая, что смена дня и ночи вызвана движением планеты вокруг воображаемого центра Космоса. Стобей приводит описание системы мира Филолая: в центре Вселенной находится Центральный огонь (Гестия, Очаг Вселенной, Дом Зевса, Мать Богов) – незатухающий огонь, освещающий весь мир. Вокруг Центрального огня вращаются Антиземля, Земля, Луна, Солнце и пять известных древним планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн). Наконец, на последней сфере находится Объемлющий огонь, представляющий собой совокупность неподвижных звезд. В системе мира Филолая участвует вымышленное небесное тело, придуманное другим пифагорейцем, Гикетом Сиракузским – т. н. Антиземля, которая располагается на ближайшей к Центральному огню орбите. Антиземля не наблюдается с Земли; отсюда следует, что Антиземля и Земля движутся синхронно, сохраняя относительно друг друга неизменное положение. Кроме того, из гипотезы Филолая следовало, что Земля всегда обращена к центру Вселенной одной стороной (подобно Луне по отношению к Земле), иначе наблюдатель был бы способен наблюдать Центральный огонь с любой точки Земли. Получалось, что вся обитаемая Ойкумена находится на обратной от Центрального огня стороне Земли и освещается его светом, отраженным от Солнца. Филолай считал, что Солнце стекловидно или состоит из материала, отражающего свет сходным образом. Таким образом, в его системе мира Солнце выступает в роли зеркала, отражающего чужой свет. Как и Анаксагор, пифагорейцы, включая Филолая, допускали обитаемость планет. В частности, они считали, что Луна населена растениями и животными подобно Земле, причем лунные животные крупнее земных в пятнадцать раз, поскольку день на Луне длится в 15 раз дольше, чем на Земле. При всей ее фантастичности значение системы мира Филолая состоит в том, что в ней впервые допускалось движение Земли, которая уже не помещалась в центр Вселенной. Вероятно, она повлияла и на Аристарха Самосского, впервые выдвинувшего теорию гелиоцентрической системы. Ссылки на Филолая и других пифагорейцев, поставившего под сомнение геоцентрическую систему мира задолго до ее окончательного оформления в трудах Аристотеля и Птолемея, приводит в своем главном труде «О вращениях небесных сфер» Николай Коперник. Филолай продолжил исследования математических оснований музыки, начатые другими пифагорейцами. В первой книге трактата «О природе» (фрагмент 6а по Дильсу-Кранцу) содержится, возможно, самое древнее дошедшее до нас специальное определение гармонии. Согласно Филолаю, «гармония» (речь идет об интервале октавы) называется так потому, что это первый консонанс, который возникает из скрепления двух других основных консонансов – кварты и квинты. Именно потому октава и называется «гармонией». В этом же фрагменте он определяет диесу как остаток от вычитания трех тонов из квинты или двух тонов из кварты, то есть в трактовке Филолая диеса – то же, что малый пифагорейский полутон, или лимма. Фрагменты (6b, A26 по Дильсу-Кранцу) о делении целого тона, включенные в трактат «Основы музыки» Боэция (книга III, главы 5 и 8), в современной науке (К. Хафмен) считаются неаутентичными. Также он проводил расчеты длительности т. н. «большого года», полагая его равным 59 обычным годам.

Связи (21)
Источники (7)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх