Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2014-12-10

просмотров - 2

ФЕОПОМП (историк)

Другое имя: Теопомп

Имя латиницей: Theopompos

Пол: мужской

Дата рождения: приблизительно 00.00.377 до н.э.

Место рождения: остров Хиос, Древняя Греция

Дата смерти: 00.00.300 до н.э. Возраст (77)

Место смерти: Египет

Знак зодиака: Неизвестно

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.

Ключевые слова: знание, историк, наука.

Ключевой год: -0320

(историк) ФЕОПОМП

древнегреческий историк и оратор, современник Эфора. Отец его Дамасистрат, приверженец аристократической партии, в 377 г. до н. э. был изгнан демократами, после того как Хиоc примкнул ко второму афинскому союзу, и переселился вместе с сыном в Афины. Проведя большую часть жизни на чужбине в скитаниях, Феопомп лишь ок. 335 г. до н. э., при посредстве Александра Македонского, получил возможность вернуться на родной остров, где вновь вступил в борьбу с представителем демократии Феокритом. После смерти Александра снова был осужден на изгнание, жил некоторое время в Эфесе и умер в Египте, где Птолемей неохотно дал ему убежище. В бытность свою в Афинах изучил ораторское искусство под руководством Исократа и приобрел славу выдающегося оратора, собрав вместе с тем обильный материал для своих исторических трудов. В качестве оратора он разъезжал по различным городам эллинского мира, выступая на состязаниях в ораторском искусстве. В области историографии ему принадлежали «Греческая история» в 12 книгах, охватывавшая события с 410 по 394 гг. до н. э. (до Книдской битвы) и продолжавшая исторический труд Фукидида, и «История Филиппа II Македонского» в 58 книгах, в которой был дан обзор событий эпохи Филиппа II (362-336 гг. до на. э.), занимавшего в труде историка центральное место. Три книги этого последнего труда были посвящены истории Сицилии, один отдел – характеристике воинской демагогии, один отдел – чудесным сказаниям. С его именем было известно в древности еще сжатое изложение Геродотовской истории в двух книгах. Все его исторические труды составляли 72 книги, из которых до нашего времени дошли лишь отрывки и извлечения, собранные в издании Мюллера «Fragmenta historicorum Graecorum» (т. I, стр. 278-338, и IV, 643-645) и Вихерса («Theopompi fragmenta», Лейден, 1829). Сверх того до нас дошло сокращенное изложение истории Филиппа на латинском языке, принадлежащее Юстину, который пользовался этим трудом в латинской обработке Трога Помпея. Принадлежал в древности к числу наиболее читаемых авторов и первоклассных исследователей. Риторические приемы и страстный тон, которые он вносил в изложение, придавали труду его большие внешние достоинства; интерес чтения усугублялся мастерским описанием положений и характеров действующих лиц, а также обилием анекдотов. Нередко он прибегал к злословию, не только по адресу своих врагов (демагогов), но и героев (например, Филиппа), хотя, выставляя открыто пороки и недостатки действующих лиц, он руководился стремлением выдвинуть психологический элемент личностей и событий. К недостаткам его труда следует отнести большое авторское самомнение. Полибий порицал в Феопомпе пристрастие в обрисовке нравственного облика действующих лиц и недостаточное знакомство с военным делом, а Плутарх – длинноту речей, замедлявших ход изложения. Несмотря на эти недостатки, Феопомпа много читали и им много пользовались. Филипп III Македонский сделал извлечение из Филиппик в 16 книгах, сгруппировав в одно целое историю собственно Филиппа II; Плутарх пользовался историческими трудами Феопомпа для характеристики афинских деятелей V века; парадоксограф и собиратели анекдотов (Афиней и др.) делали из его сочинений обильные извлечения. Ораторские речи Феопомпа заключали, по его словам, не менее 20,000 строк и составляли 1/8 всего написанного им. Кроме упомянутых произведений, в древности были известны его панегирики Филиппу и Александру и письма к Александру (Хиосские письма, которые Феопомп писал своему покровителю по возвращении в 335 г. до н. э. на родину). Хотя древность и ставила его весьма высоко, как оратора, писателя и историка, так что произведения его и Эфора читались охотнее, чем произведения Геродота и Фукидида, однако в блеске и совершенстве софистической техники Феопомпa нельзя не видеть признаков упадка греческой мысли, приближающегося к веяниям и вкусам Александрийской эпохи.

Связи (20)
Источники (4)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх