Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2008-02-27

просмотров - 3

ЭЙЗЕН Артур Артурович

Имя латиницей: Ejzen Artur Arturovich

Пол: мужской

Дата рождения: 08.06.1927

Место рождения: Москва, Россия

Дата смерти: 26.02.2008 Возраст (80)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Близнецы

По восточному: Кот

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: артист, музыка, опера, певец, театр.

Ключевой год: 1955

Артур Артурович ЭЙЗЕН

российский певец, бас, народный артист СССР, профессор Музыкального педагогического института им. Гнесиных. В 1948 г. окончил Московское театральное училище им. Щукина, в 1956 г. – Московскую консерваторию по классу пения у В. М. Политковского. В 1949-1957 гг. – солист ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова, с 1957 г. – Большого театра. В его репертуаре свыше 30 партий, среди них – Борис, Варлаам, Иван Хованский («Борис Годунов», «Хованщина» Мусоргского), Галицкий («Князь Игорь» Бородина), Мефистофель («Фауст» Гуно), Пестель («Декабристы» Шапорина), Генерал («Игрок» Прокофьева), Басков («Зори здесь тихие» Молчанова) и др.

Связи (7)
Источники (3)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
  • Большая советская энциклопедия. 3-е издание
  • http://ru.wikipedia.org
Факты (1 )

19.02.2011 Мартыненко Ольга

Некролог: Умер солист Большого театра Артур Эйзен, "второй Шаляпин" время публикации: 26 февраля 2008 г., 17:43 Сегодня, 26 февраля, на 81-м году жизни скончался знаменитый оперный певец, народный артист СССР Артур Эйзен. Об этом сообщает РИА "Новости" со ссылкой на пресс-службу Большого театра. Известно, что Эйзен будет похоронен на Ваганьковском кладбище – в четверг или в пятницу. Артур Артурович Эйзен, которого часто называли "вторым Шаляпиным", родился в Москве 8 июня 1927 года в семье латышского революционера. В доме Эйзенов всегда звучали музыка и поэзия. Отец любил читать стихи, играл на скрипке, всей семьей пели народные песни. Артура-младшего во дворе и в школе прозвали "артистом", – он с увлеченностью участвовал в школьной художественной самодеятельности, – и поэтому никто не удивился, когда прямо со школьной скамьи в 1944 году после окончания школы А.Эйзен поступил на актерский факультет Высшего театрального училища имени Б.В.Щукина при Государственном академическом Театре имени Вахтангова, где учился с будущими звездами театрального искусства Ю.Борисовой, В.Лановым, Е.Симоновым, М.Ульяновым. Художественным руководителем курса был выдающийся мастер театра И.Толчанов. В училище Артур Эйзен изучал также и музыкальные предметы: его педагогом по пластике была ученица Жак-Далькроза В.Гринер. Одновременно посещал занятия по вокалу у известной в прошлом певицы Н.Поповой-Нарутович. Её воспоминания о Шаляпине еще больше разжигают "оперные страсти" юного вахтанговца. Он часто посещает спектакли находившейся неподалеку оперной студии Московской консерватории, все чаще поет на студенческих вечерах и в "капустниках". Артур Артурович любил театр во всех его проявлениях. "На дне", "Дети солнца", "Старые друзья", "Борис Годунов" – только некоторые из постановок театра имени Евгения Вахтангова, в которых принимал участие А.А.Эйзен. По окончании училища в 1948 г. Артур Эйзен был принят в Театр им.Евг.Вахтангова и одновременно стал участником нового молодежного объединения "Московские литературные чтения". Казалось, определился творческий путь к вершине Олимпа. Еще в студенческие годы Артур Эйзен впервые "попробовал" себя как вокалист: сначала он мастерски копировал известных певцов – А.Пирогова, М.Рейзена, М.Михайлова, а затем во время первой гастрольной поездки Литературного театра по Украине на одном из концертов зрители "запросили"... песен. Артур Эйзен спел тогда весь свой вокальный репертуар, повторил их на "бис" и оказался "гвоздем" программы. Вернувшись в Москву, не выдержал – снова стал студентом. Сначала музыкального училища, через год – Музыкально-педагогического института им.Гнесиных, а с третьего курса – Московской Государственной консерватории им.П.И.Чайковского. За год до ее окончания пришел первый успех. Летом 1955 г. на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве жюри конкурса вокалистов единогласно присудило москвичу Артуру Эйзену Золотую медаль и звание Лауреата. Параллельно с учебой в консерватории Артур Эйзен стал вокалистом дважды Краснознаменного им. А.А.Александрова Ансамбля песни и пляски Советской Армии (1949-1956 гг.). Работа в таком высокопрофессиональном коллективе – важная веха в творческой жизни певца. Это был трудный период в его биографии, потребовавший от А.Эйзена упорства, выдержки, целеустремленности: занятия в консерватории, экзамены и репетиции, выступления и поездки с концертными бригадами по стране, зарубежные гастроли и обязательные, ежедневные репетиции с концертмейстером. Певец готовит большие сольные программы для выступлений в крупнейших концертных залах Москвы. Именно в эти годы к певцу приходит широкая известность. Он часто выступал по радио, в его исполнении звучали очень многие советские песни, его голос стал узнаваемым. В конце 1956 г. состоялся блистательный дебют Артура Эйзена на сцене Большого театра в партии Дона Базилио в спектакле "Севильский цирюльник". С января 1957 г. по сей день А.А.Эйзен – солист оперной сцены первого театра страны. Вот лишь некоторые из партий, спетых артистом, за время более чем 40-летней работы на главной сцене России, в самых престижных оперных театрах мира: Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Россини), Мефистофель ("Фауст" Гуно), Пестель ("Декабристы" В.Шебалина), Иван Хованский ("Хованщина" М.Мусоргского), Борис Годунов и Варлаам ("Борис Годунов" М.Мусоргского), Иван Грозный ("Псковитянка" Н.Римского -Корсакова), Собакин ("Царская невеста"), царь Салтан ("Сказка о царе Салтане" Н.Римского-Корсакова), Фарлаф ("Руслан и Людмила" М.Глинки), Галицкий ("Князь Игорь" А.Бородина), Мельник ("Русалка" М.Даргомыжского), старшина Васков ("Зори здесь тихие" К.Молчанова), Баптиста ("Укрощение строптивой" В.Шебалина), Ткаченко ("Семен Котко" С.Прокофьева), Федот ("Не только любовь" Р.Щедрина), Комиссар ("Повесть о настоящем человеке" С.Прокофьева) – целая галерея разных и ярких образов. В парижской "Гранд-опера" маэстро Артур Эйзен из Москвы трижды пел на бис знаменитую "Дубинушку". В зале творилось что-то неслыханное. Японская пресса назвала А.Эйзена "басом итальянского типа, с отличной постановкой голоса". Английские критики отмечали, что "в нижних регистрах его голос может быть столь же богатым, как звучание органа. Его нюансировки заставляют вспоминать о магии струнного инструмента". Американца охарактеризовали солиста как "превосходного поющего актера". В последние годы Артур Эйзен часто и много гастролировал с лауреатом Всероссийского конкурса и международных фестивалей квартетом "Московская балалайка". Концерты прошли с большим успехом во многих городах России: в Петропавловске-Камчатском и Архангельске, Томске и Кургане, Чите и Ростове-на-Дону, Челябинске и Сыктывкаре. Сотрудничество с К.Л.Виноградовым дало толчок и преподавательской деятельности Артура Артуровича Эйзена. Много лет профессор Российской Академии музыки им.Гнесиных Артур Эйзен передавал свое мастерство молодым артистам. Пятеро его бывших учеником являются сейчас солистами Большого театра. Титулы и звания Артура Эйзена: Народный артист СССР, Заслуженный артист многих союзных и автономных республик, Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1971 г.), ордена Дружбы Народов (1988 г.). Награжден Почетными грамотами Президиумов Верховных Советов всех бывших союзных республик, медалью "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина", бронзовой медалью ВДНХ СССР. При подготовке публикации использован материал biograph.comstar.ru http://www.newsru.co.il/world/26feb2008/eizen_121.html
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх