Досье личности

Ценность: 1,333 (12)

Симпатия: 1,333 (12)

дата обновления - 2017-09-25

просмотров - 2

ДУН Чжуншу

Имя латиницей: Dong Zhongshu

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.179 до н.э.

Место рождения: Гуанчуань, ныне уезд Хэншуй, провинция Хэбэй, Китай

Дата смерти: реконструировано 00.00.104 до н.э. Возраст (75)

Место смерти: Сиань, провинция Шэньси, Китай

Знак зодиака: Неизвестно

География: ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, КИТАЙ.

Ключевые слова: власть, знание, идеолог, политика, религия, реформатор, философ.

Ключевой год: -147

ДУН Чжуншу

китайский государственный и политический деятель, философ, «Конфуций эпохи Хань», придавший конфуцианству характер государственной идеологии, один из лидеров т. н. «школы новых письмен» или «школы канонов в современных знаках». Происходил из знатной семьи. Был министром, инициировал введение государственных экзаменов на должности чиновников, положил начало экзаменационной системе (кэ цзюй) – важнейшему социально-идеологическому институту китайского государства вплоть до начала ХХ в. Преподавал в императорской высшей школе, был учителем основоположника китайской историографии Сыма Цяня. Занимал должность приближенного советника императора У-ди. По инициативе Дун Чжуншу во времена У-ди были предприняты попытки осуществления таких реформ, как ограничение крупного частного землевладения, введение государственной монополии на выплавку железа и добычу соли, т. п. Также он добился изгнания из правительства приверженцев конкурирующих идеологий и провозглашения конфуцианства господствующей доктриной Ханьской державы.

Был последователем Конфуция. Автор многих философских произведений, часть которых не дошла до наших дней, наибольшей известностью пользуется трактат «Чуньцю фаньлу» («Обильные росы "Весен и осеней"» – собрание 82 философских и социально-политических эссе). В своих сочинениях, наряду с разработкой натурфилософских основ, уделял значительное внимание обоснованию сильной императорской власти. Создал в рамках конфуцианства высокоразвитую натурфилософию, в которой использовал идеи даосизма и иньянцзя. Считал, что все в мире происходит из «первоначала» («первопричины» – юань), аналогичного «Великому пределу» (тай цзи), состоит из «пневмы» (ци) и подчиняется неизменному дао. Действие дао проявляется прежде всего в последовательном возобладании противоположных сил инь-яни циркуляциях «взаимопорождающих» и «взаимопреодолевающих» «пяти элементов» (у син). Автор онтолого-космологической интерпретации общественно-государственного устройства, основанной на учении о взаимном «восприятии и реагировании неба и человека» (тянь жэнь гань ин). По Дун Чжуншу, не «Небо следует дао», как у Лао-цзы, а «дао исходит из Неба», являясь связующим звеном между небом, землей и человеком. Из этого следует, что император – посланник неба на земле, задача которого – поддерживать на земле гармонию светлого, положительного, мужского начала (ян) и темного, отрицательного, женского начала (инь). Когда он забывает о своих обязанностях либо исполняет их ненадлежащим образом, небо насылает на землю засухи и наводнения. Подобная конструкция, близкая к позиции Хань Фэя, отражает сильное влияние легизма на социально-политические взгляды ханьского и более позднего официального конфуцианства.

Связи (6)
Источники (4)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх