Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2010-10-01

просмотров - 3

ДУНС СКОТ Иоанн

Имя латиницей: Dunsius Scotus Johannes

Пол: мужской

Дата рождения: 00.00.1266

Место рождения: Шотландия

Дата смерти: 08.11.1308 Возраст (42)

Место смерти: Кельн, Германия

По восточному: Тигр

География: ШОТЛАНДИЯ.

Ключевые слова: знание, наука, философ.

Ключевой год: 1300

СКОТ Иоанн ДУНС

христианский священнослужитель, средневековый философ и теолог, представитель схоластики, монах-францисканец. Родился, вероятнее всего, в южной Шотландии, возможно в Дунсе. Сведения о его жизни имеют большей частью легендарный характер. Считается, что в двенадцать лет он стал монахом-францисканцем. Достоверно же известно, что он блестяще преподавал теологию в Оксфорде (1288-1301), а затем в Париже, где был написан самый значительный его труд «Комментарии на сентенции Петра Ломбардского». За свою недолгую жизнь написал очень много, полное собрание его сочинений насчитывает 12 томов, по большей части это – комментарии к работам Аристотеля, Порфирия и Петра Ломбардского. Будучи францисканским теологом, в своих рассуждениях следовал за Бонавентурой, хотя и расходился с ним в некоторых вопросах. Например, им не принималась теория «божественного освещения» Бонавентуры. В его понимании разум, опирающийся на логику, может осуществлять познание лишь в достаточно узких рамках. Вообще же познание, особенно в сфере религии, должно иметь в своем основании веру. Многие моменты его учения резко противоречили идеям томизма. Фома Аквинский говорил о примате разума и знания над волей, а он, наоборот, отводил первое место воле. Он учил, что у Бога, как и у человека не воля зависит от разума, а разум от воли. Доказывалось это утверждение исходя из того, что не все представляющееся разумным соответствует Божественной воле, следовательно, разум не первичен. Учение о примате воли над разумом открыло дорогу иррационализму. Не менее принципиальным было расхождение с Фомой Аквинским и другими выдающимися богословами того времени (Ансельмом Кентерберийским, Бернардом Клервоским, Бонавентурой) по вопросу о непорочном зачатии Девы Марии. Одним из первых стал отстаивать положение о том, что Богородица была зачата без греха, т. е. с самого момента рождения являлась непорочной. Большинство же его современников считали, что она освобождается от греха уже после рождения. В конце концов, победила точка зрения Дунса Скота, в 1854 г. папой Пием IХ доктрина о непорочном зачатии была признана догмой.
Источники (1)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх