Досье личности

Ценность: 7.821 (28)

Симпатия: 7.536 (28)

дата обновления - 2016-01-08

просмотров - 45

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович

Имя латиницей: Dostoevskij Fedor Mikhajlovich

Пол: мужской

Дата рождения: 11.11.1821

Место рождения: Москва, Россия

Дата смерти: 09.02.1881 Возраст (59)

Место смерти: Петербург, Россия

Знак зодиака: Скорпион

По восточному: Змея

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.

Ключевые слова: автор, драматург, искусство, критик, культура, литература, ЛИЧНОСТИ журнал, основатель, переводчик, писатель, политика, публицист.

Ключевой год: 1846

Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ

русский писатель. Был вторым ребенком в большой семье (шестеро детей). Его отец был врачом московской Мариинской больницы для бедных (где и родился будущий писатель), в 1828 г. получил звание потомственного дворянина. С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием: «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства». Ярким детским впечатлением писателя стала также ветхозаветная «Книга Иова». С 1832 г. семья ежегодно проводила лето в купленном отцом селе Даровое (Тульской губернии). Встречи и разговоры с крестьянами навсегда отложились в памяти Достоевского и служили в дальнейшем творческим материалом (рассказ «Мужик Марей» из «Дневника писателя» за 1876). В 1832 г. вместе со своим старшим братом Михаилом начали заниматься с приходившими в дом учителями, с 1833 г. обучались в пансионе Н. И. Драшусова (Сушара), затем в пансионе Л. И. Чермака. Атмосфера учебных заведений и оторванность от семьи вызывали у Достоевского болезненную реакцию. Вместе с тем годы учебы отмечены пробудившейся страстью к чтению. В 1837 г. умерла мать писателя, и вскоре отец отвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург для продолжения образования. Больше писатель не встретился с отцом, скончавшимся в 1839 г. (по официальным сведениям, умер от апоплексического удара, по семейным преданиям, был убит крепостными). С января 1838 г. Достоевский учился в Главном инженерном училище (впоследствии всегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным). Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества. Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К. А. Трутовский, Достоевский держался замкнуто, однако поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первые литературные замыслы. В 1841 г. на вечере, устроенном братом Михаилом, Достоевский читал отрывки из своих драматических произведений, которые известны только по названиям – «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», – рождающим ассоциации с именами Ф. Шиллера и А. С. Пушкина, по-видимому, самыми глубокими литературными увлечениями молодого Достоевского; зачитывался также Н. В. Гоголем, Э. Гофманом, В. Скоттом, Жорж Санд, В. Гюго. По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 г. уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству. Среди его литературных пристрастий той поры был О. де Бальзак: переводом его повести «Евгения Гранде» (1844, без указания имени переводчика) он вступил на литературное поприще. Одновременно работал над переводом романов Эжена Сю и Жорж Санд (в печати не появились). Выбор произведений свидетельствовал о литературных вкусах начинающего писателя: ему нравились драматичные коллизии, крупно выписанные характеры и остросюжетное повествование. Зимой 1844 г. Достоевский задумал роман «Бедные люди», работу над которым он начал, по его словам, неожиданно, но отдался ей безраздельно. Еще в рукописи Д. В. Григорович, с которым он в то время делил квартиру, доставил роман Н. А. Некрасову, и они вместе, не отрываясь, ночь напролет читали «Бедных людей». Реакция кружка Белинского на первое произведение Достоевского стала одним из самых известных и имевших продолжительный резонанс эпизодов в истории русской литературы: почти все участники, включая Достоевского, позднее возвращались к нему и в воспоминаниях, и в художественных произведениях, описывая его и в прямой, и в пародийной форме. Роман был напечатан в 1846 г. в «Петербургском сборнике» Некрасова, вызвав шумные споры. Рецензенты, хотя и отмечали отдельные просчеты писателя, почувствовали громадное дарование, а Белинский прямо предрекал Достоевскому великое будущее. Первые критики справедливо заметили генетическую связь «Бедных людей» с гоголевской «Шинелью», имея в виду и образ главного героя полунищего чиновника Макара Девушкина, восходивший к героям Гоголя, и широкое воздействие гоголевской поэтики на Достоевского. Войдя в кружок Белинского (где познакомился с И. С. Тургеневым, В. Ф. Одоевским, И. И. Панаевым), Достоевский, по его позднейшему признанию, принял все замечания критика, включая его социалистические идеи. В 1846 г. Достоевский сблизился с кружком братьев Бекетовых (среди участников – А. Н. Плещеев, А. Н. и В. Н. Майковы, Д. В. Григорович), в котором обсуждались не только литературные, но и социальные проблемы. Весной 1847 г. Достоевский начал посещать «пятницы» М. В. Петрашевского, зимой 1848-1849 гг. – кружок поэта С. Ф. Дурова, состоявший также в основном из петрашевцев. На собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи А. И. Герцена, запрещенное тогда письмо Белинского к Гоголю, вынашивались планы распространения литографированной литературы. В 1848 г. Достоевский вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Н. А. Спешневым (имевшим значительное влияние на Достоевского); общество ставило своей целью «произвести переворот в России». Под утро 23 апреля 1849 г. в числе других петрашевцев писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. После 8 месяцев, проведенных в крепости, где Достоевский написал рассказ «Маленький герой» (напечатан в 1857), он был признан виновным «в умысле на ниспровержение... государственного порядка» и первоначально приговорен к расстрелу, замененному уже на эшафоте 4 годами каторги с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Каторгу отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников. Опыт острожных лет стал биографической основой «Записок из Мертвого дома» (1860-1862), трагической исповедальной книги, поразившей уже современников мужеством и силой духа писателя. Сразу после освобождения он писал брату о вынесенных из Сибири «народных типах» и знании «черного, горемычного быта». В «Записках» отражен наметившийся на каторге переворот в сознании писателя, который он характеризовал позднее как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». С января 1854 г. служил рядовым в Семипалатинске, в 1855 г. произведен в унтер-офицеры, в 1856 г. в прапорщики. В следующем году ему было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на М. Д. Исаевой, принимавшей еще до брака горячее участие в его судьбе. В Сибири Достоевский написал повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (обе напечатаны в 1859). Современники остались равнодушными к «Селу Степанчиково...», интерес к повести возник значительно позднее, когда Н. М. Михайловский в статье «Жестокий талант» дал глубокий анализ образа Опискина, тенденциозно отождествляя его, однако, с самим писателем. В 1859 г. писатель вышел в отставку «по болезни» и получил разрешение жить в Твери. В конце года он переехал в Петербург и совместно с братом Михаилом стал издавать журналы «Время», затем «Эпоха», сочетая редакторскую работу с авторской: писал публицистические и литературно-критические статьи, полемические заметки, художественные произведения. Статьи Достоевского, в особенности «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863), написанные по следам первой заграничной поездки 1862 г. (Германия, Франция, Швейцария, Италия, Англия), представляют собой критику западноевропейских институтов и страстно выраженную веру в особое призвание России, в возможность преобразования русского общества на братских христианских основаниях. На страницах журнала «Время», стремясь укрепить его репутацию, Достоевский печатал свой роман «Униженные и оскорбленные», само название которого воспринималось критикой XIX в. как символ всего творчества писателя и даже шире – как символ «истинно гуманистического» пафоса русской. Насыщенный автобиографическими аллюзиями и обращенный к основным мотивам творчества 1840-х гг., роман написан уже в новой манере, близкой к поздним произведениям: в нем ослаблен социальный аспект трагедии «униженных» и углублен психологический анализ. Однако в следующих произведениях Достоевскому удалось те же черты поэтики поднять на трагедийную высоту: внешняя неудача подготовила взлеты ближайших лет, в частности, напечатанную вскоре в «Эпохе» повесть «Записки из подполья», которую В. В. Розанов считал «краеугольным камнем в литературной деятельности» Достоевского; исповедь подпольного парадоксалиста, человека трагически разорванного сознания, его споры с воображаемым оппонентом, так же как и нравственная победа героини, противостоящей болезненному индивидуализму «антигероя», – все это нашло развитие в последующих романах, лишь после появления которых повесть получила высокую оценку и глубокое истолкование в критике. В 1863 г. Достоевский совершил вторую поездку за границу, где познакомился с А. П. Сусловой (страстным увлечением писателя в 1860-е); их сложные отношения, а также азартная игра в рулетку в Баден-Бадене дали материал для романа «Игрок» (1866). В 1864 г. умерла жена Достоевского и, хотя они не были счастливы в браке, он тяжело пережил потерю. Вслед за ней внезапно скончался брат Михаил. Достоевский взял на себя все долги по изданию журнала «Эпоха», однако вскоре прекратил его из-за падения подписки и заключил невыгодный договор на издание своего собрания сочинений, обязавшись к определенному сроку написать новый роман. Он еще раз побывал за границей лето 1866 г. провел в Москве и на подмосковной даче, все это время работая над романом «Преступление и наказание», предназначенным для журнала «Русский вестник» М. Н. Каткова (в дальнейшем все наиболее значительные его романы печатались в этом журнале). Параллельно ему пришлось работать над вторым романом («Игрок»), который он диктовал стенографистке А. Г. Сниткиной, которая не просто помогала писателю, но и психологически поддерживала его в сложной ситуации. После окончания романа (зима 1867) Достоевский на ней. Сделав отрицательных персонажей главными героями романа «Преступление и наказание» (1865-1866) и вынеся внутреннюю драму Раскольникова на улицы Петербурга, он поместил обыденную жизнь в обстановку символических совпадений, надрывных исповедей и мучительных сновидений, напряженных философских диспутов-дуэлей, превращая нарисованный с топографической точностью Петербург в символический образ призрачного города. И хотя радикальная критика истолковала «Преступление и наказание» как произведение тенденциозное, роман имел огромный успех. В 1867-1868 гг. написан роман «Идиот», задачу которого он видел в изображении положительного человека (князь Мышкин). Следующий роман «Бесы» (1871-1872) создан под впечатлением от террористической деятельности С. Г. Нечаева и организованного им тайного общества «Народная расправа». Современники прочитали «Бесов» как рядовой антинигилистический роман, пройдя мимо его пророческой глубины и трагедийного смысла. В 1875 г. напечатан роман «Подросток», написанный в форме исповеди юноши, сознание которого формируется в «безобразном» мире, в обстановке «всеобщего разложения» и «случайного семейства». Тема распада семейных связей нашла продолжение в итоговом романе Достоевского – «Братья Карамазовы» (1879-1880), задуманном как изображение интеллигентской России и вместе с тем как роман-житие главного героя Алеши Карамазова. В 1873 г. он начал редактировать газету-журнал «Гражданин», где не ограничился редакторской работой, решив печатать собственные публицистические, мемуарные, литературно-критические очерки, фельетоны, рассказы. Так начал создаваться «Дневник писателя», которому он посвятил в последние годы много сил, превратив его в отчет о впечатлениях от важнейших явлений общественной и политической жизни и изложив на его страницах свои политические, религиозные, эстетические убеждения. В 1874 г. он отказался от редактирования журнала из-за столкновений с издателем и ухудшения здоровья (летом 1874, затем в 1875, 1876 и 1879 гг. он ездил лечиться в Эмс), а в конце 1875 г. возобновил работу над «Дневником», имевшим огромный успех и побудившим многих людей вступить в переписку с его автором (вел «Дневник» с перерывами до конца жизни). В обществе Достоевский приобрел высокий нравственный авторитет, воспринимался как проповедник и учитель.

Афоризмы (20)
Медиа (12)

Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ в журнале «Личности»:

ДОСТОЕВСКИЙ: «И ЖИЗНЬ, И СКОРБЬ, И СМЕРТЬ ПРОРОКА»

Личности 11/2008
Писатель часто гадал по Библии ее подарили ему в Тобольске жены декабристов, когдаФедор Михайловичследовал на каторгу. Книга приобрела для него особое значение: в Омском остроге только Библия была разрешена для чтения. Всю дальнейшую жизнь Достоевский в минуты сомнения будет раскрывать ее наугад и, читая верхние строчки на левой странице, загадывать что выйдет? Достоевскому действительно вышли и жизнь, и скорбь, и смерть пророка. Может, он первым понял, что может произойти с Россией, к каким последствиям способны привести идеи, едва возникшие, но уже хмуро витавшие в воздухе. Он смутно предчувствовал революции и… Читать далее

Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ в книгах:

Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ в фотографиях:

Связи (307)
Источники (6)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх