Досье личности

Ценность: 2 (6)

Симпатия: 2 (6)

дата обновления - 2015-04-22

просмотров - 4

ДИОГЕН Аполлонийский

Имя латиницей: Diogenes of Apollonia

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.499 до н.э.

Дата смерти: реконструировано 00.00.428 до н.э. Возраст (71)

Знак зодиака: Неизвестно

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.

Ключевые слова: знание, наука, физик, философ.

Ключевой год:

Аполлонийский ДИОГЕН

древнегреческий философ и естествоиспытатель. В 20-х гг. V в. до н. э. жил и учил в Афинах – его учение пародировал Аристофан в «Облаках» в 423 г. до н. э. По свидетельству Деметрия Фалерского, «был на волосок от смерти в Афинах» (скорее всего – судебный процесс по обвинению в атеизме). В VI в. Симпликий держал в руках (утраченный для нас) трактат Диогена «О природе», выписал из него несколько ценных цитат (почти все наши фрагменты); уже Симпликию были недоступны сочинения «Против софистов», «Метеорология» и физиолого-анатомический трактат «О природе человека». Диоген возродил тезис Анаксимена о воздухе-праматери, синтезировав его с учением Анаксагора о космическом «разуме», который он рассматривал не как особую субстанцию, а как имманентное свойство «воздуха», и с концепцией пустого пространства у Левкиппа. В бесконечной левкипповой пустоте, наполненной анаксименовым воздухом, в результате сгущения и разрежения рождаются и распадаются бесчисленные миры, целесообразное устройство которых обеспечивается присутствием в них космического «разума» Анаксагора – такова Вселенная Диогена, казавшаяся Теофрасту (и некоторым современным исследователям) «эклектической». К этому можно добавить мощное влияние Гераклита, Элейской школы и заимствования из космогонии Анаксимандра – и, тем не менее, правильнее будет говорить об органическом синтезе. Натурфилософия Диогена – монистическая реакция на плюралистические системы Эмпедокла, Анаксагора и Левкиппа (против которых и был направлен трактат «Против софистов») и гилозоистическая реакция на присущий им всем в большей или меньшей степени механицизм. Доказывая, что четыре элемента Эмпедокла должны быть «тождественны по своей природе», так как иначе они не могли бы переходить друг в друга и взаимодействовать, Диоген фактически формулирует платоновско-аристотелевское понятие бескачественной материи (Аристотель сознавал, что Диоген предвосхитил его теорию субстрата противоположностей). Отождествляя эту вечно тождественную в своих «инаковениях» (ключевой термин у Диогена) субстанцию с воздухом (который сам по себе лишен качеств), Диоген впервые применяет телеологическую аргументацию, ближе чем кто-либо из досократиков подходя в этом к натурфилософии Платона и Аристотеля: регулярность космических циклов и «наилучшее из всех возможных устройство» мира можно объяснить только разумностью и целесообразной активностью порождающего его начала; между тем из биологии и физиологии известно, что животворящая и мыслительная субстанция – это душа-дыхание-воздух. Воздух – не только генетический, но и управляющий принцип мира: как таковой – он «бог», который «правит». В целом философия природы Диогена ближе всего к традиции Гераклита и стоиков. Его влияние чувствуется в стоической концепции пневмы и «провидения».

Связи (12)
Источники (6)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх