Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2010-09-13

просмотров - 2

ДАНДАРОН Бидия Дандарович

Имя латиницей: Dandaron Bidiya Dandarovich

Пол: мужской

Дата рождения: 27.12.1914

Дата смерти: 26.10.1974 Возраст (59)

Знак зодиака: Козерог

По восточному: Тигр

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: знание, литература, религия.

Ключевой год: 1957

Бидия Дандарович ДАНДАРОН

русский буддолог и религиозный деятель бурятского происхождения, признанный верующими «царем Закона» (дхарма-раджа) и перерожденцем тибетского ламы Джаяксы-гэгэна. В 1934-1937 гг. учился в Ленинграде (Авиаприборостроительный институт и вольнослушатель Восточного факультета университета). В 1937 г. был репрессирован, реабилитирован в 1956 г. С 1957 г. – научный сотрудник Бурятского института общественных наук, автор нескольких трудов, в т. ч.: «Описание тибетских рукописей и ксилографов Бурятии» (1960-1965), «Источник мудрецов: Парамита и мадхьямика» (1968) и перевод с тибетского «Истории Кукунора, сочинение Сумба-хамбо» (1972). В 1972 г. был осужден «за организацию буддийской секты» и погиб в лагере.
Источники (1)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
Факты (1)

19.02.2011 Мартыненко Ольга

российский буддолог и буддийский религиозный деятель бурятского происхождения. В советское время, будучи научным сотрудником, он пытался воссоздать тантрический буддизм, у него было много учеников, в частности среди буддологов. Над ним был устроен показательный процесс и он был осуждён на пять лет, после чего умер в лагере. Дандарон проходил заключение в поселке Выдрино на южном берегу Байкала. Он написал серию писем ученикам, в которых продолжил синтез буддизма с идеями современной картины мира - “Черную тетрадь”, её конфискованная при лагерном обыске. В октябре 1974 Дандарон не раз уходил в самадхи. Он предупреждал сидевших с ним, чтобы в это время его не трогали, и зэки к этому привыкли. Однажды он объявил о семидневном “уходе”: “не будет дыхания и сердце не будет биться”. И он действительно ушел 26 октября 1974 года. Его биография с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BD Отцом Дандарона был лама-философ Доржи Бадмаев. В детстве Дандарон посещал монастырскую школу, где он изучал тибетский язык, санскрит и буддизм. В Дандароне был признан перерожденец хамбо-ламы Джаяксы-гэгэна, настоятеля комплекса Кумбум, посещавшего Бурятию в 1894 и 1910. В июле 1921 г. духовный вождь бурятских буддистов Лубсан Сандан Цыденов передает Дандарону титул Царя Учения — Дхармараджи. В то время (1919—1920) лама Сандан Цыденов создал на землях хоринских бурят теократическое государство. В 1934—1937 Дандарон учился в Авиаприборостроительном институте и был вольнослушателем Восточного факультета университета. 3 июня 1937 Дандарон был арестован и осужден на 10 лет, освобожден 4 февраля 1943, 10 ноября 1948 он был повторно арестован, но реабилитирован в 1956. В лагерях Дандарон приобрел первых учеников, среди них были два немца и поляк Кокошка. Перед выходом из лагеря Кокошка сделал ложный перелом руки и, спрятав под гипс листы рукописи Дандарона «Необуддизм», вывез ее на Запад. Его идеей был синтез буддийского учения гелуг с современной европейской философией и наукой. Между отсидками Дандарон вместе с ламой Падма-Доржи пишет письмо Сталину с ходатайством о возрождении буддийских монастырей в Бурятии. На письмо последовала быстрая реакция: в 1946 г. возрождается Агинский дацан и строится новый в 40 километрах от Улан-Удэ — Иволгинский. После 1956 Сотрудники Института Востоковедения в Ленинграде пытались устроить его на работу разбирать рукописи, но руководство не дало согласия, и Дандарон жил в Ленинграде и Москве полулегально, не имея шансов найти работу. С 1957 Дандарон работал научным сотрудником Бурятского института общественных наук. В 1958—1959 Дандарон составляет тибетско-русский словарь на 15 тысяч слов, а также «Тибетско-русский словарь философских терминов». [править] Процесс Дандарона Вокруг Дандарона сформировалась община, в которую несколько десятков человек из Петербурга, Москвы, Тарту, Вильнюса. Некоторые из его учеников работали в Восточном отделе Музея истории религии и атеизма (в Казанском соборе). Сотрудники музея регулярно ездили в Бурятию в археологические экспедиции. Кроме научной деятельности, Дандарон создал в Ленинграде буддийскую общину. В 1972 он был осуждён «за организацию буддийской секты» и арестовывают вместе с четырьмя учениками, у остальных берут подписку о невыезде из Улан-Удэ. В Москве допрашивают известных востоковедов О.Ф.Волкову и А.М.Пятигорского (московский Институт востоковедения АН СССР) – учеников Дандарона, разыскивают в Эстонии Л.Э.Мялля. Привлекались также востоковеды Ю. М. Парфионович, Б.И.Кузнецов, В. И. Рудой. Следствие пыталось организовать большой антибуддийский процесс со многими обвиняемыми, но отсутствовали доказательства обвинения, и властям нежелательна была огласка происходившего в научных кругах СССР и за границей. Пришлось извиняться перед О.Ф.Волковой и А.М.Пятигорским, вернуть незаконно отобранные материалы. Но четверых учеников Дандарона (это были А. Железное и Ю. Лавров из Улан-Удэ, В. М. Монтлевич из Ленинграда, Д. Буткус из Вильнюса) заключили в психбольницы чтобы не допустить до зала суда, остальных освободили, уволив с работы. Судили одного Б.Д.Дандарона. Защищавшая его адвокат Н.Я.Немеринская и адвокат, защищавший учеников, Н.Я.Герасименко настаивали на полной невиновности Дандарона. Но по настоянию прокурора Байбородина Дандарону присудили пять лет лагеря общего режима.
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх