Досье личности

Ценность: 1 (11)

Симпатия: 1 (11)

дата обновления - 2013-05-06

просмотров - 4

ЧАЙКОВ Иосиф Моисеевич

Имя латиницей: Chajkov Iosif Moiseevich

Пол: мужской

Дата рождения: 00.00.1888

Место рождения: Киев, Украина

Дата смерти: 00.00.1979 Возраст (91)

Место смерти: Москва, Россия

По восточному: Крыса

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: искусство, скульптор.

Ключевой год: 1928

Иосиф Моисеевич ЧАЙКОВ

российский скульптор, заслуженный деятель искусств СССР (1959), профессор. Его монументально-декоративные работы отмечены динамикой композиции. Известна композиция «Футболисты» (1928-1938, Третьяковская галерея). Вырос в семье деда, переписчика еврейских религиозных текстов. Начинал в Киеве учеником, а затем помощником гравера. В 1910-1913 гг. учился скульптуре в Париже у Аронсона и в Высшей школе декоративного искусства, потом в Высшей школе изящных искусств. В 1912 г. вместе с группой молодых художников основал группу еврейских художников «Махмадим»; группа издавала журнал на иврите под тем же названием. В 1913 г. участвовал в Осеннем салоне в Париже. В 1914 г. вернулся в Россию. Он активно участвовал в работе Култур-лиге в Киеве  иллюстрировал книги на идишe, вел класс скульптуры в студии Култур-лиге, в 1918-1919 гг. руководил детской художественной студией. В революционные годы в Киеве занимался созданием наглядной агитации. В начале 1920-х гг. кубист. В 1920 г. был среди организаторов Первой еврейской художественной выставки, организованной Култур-лиге в Киеве. Стал идеологом нового еврейского искусства на основе пластических моделей Древнего Востока, соединенных с ориентализмом начала XX в. и арт нуво. В 1920 г. переехал в Москву. Создавал подвижные скульптуры и комбинации «Мостостроитель» (1921), «Электрификатор» (1925) «Кузнец» (1927) отличавшиеся необычным планированием центра тяжести. Преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе скульптуру. В 1921 г. опубликовал в изданной на идишe брошюре «Скульптор» свое программное заявление, где отказывался и от этнографического содержания, и от фольклорного или примитивистского стиля. 1922-1923 гг. работал в Берлине. Принял участие в выставках советского искусства и группы «Ноябрь». 1923 г. участвовал в Берлинской международной выставке. В 1925 г.  стал членом Общества русских скульпторов (ОРС) в Москве, в 1929 г. возглавил его. В 1926 г. присоединился также к группе «Четыре искусства». В 1931 г. участвовал в создании аллеи ударников в Центральном парке культуры и отдыха в Москве. В 1937 г. принял участие в оформлении советского павильона на Всемирной выставке в Париже (11 барельефов пропилеи на тему «Народы СССР») (в 2004 г. французскими археологами были найдены остатки его работ). В 1939 г. принял участие в оформлении советского павильона на на Всемирной выставке в Нью-Йорке (герб СССР для Советского павильона и горельеф на фасаде павильона Казахской ССР). Его работы экспонировались на международных выставках. С 1930-х гг. перешел на позиции социалистического реализма. Стал признанным советским скульптором, работал во всех жанрах и техниках скульптуры, от мелкой пластики до монументальной скульптуры. Он вернулся к классическим формам, обратился к античности («Торс», 1934, Третьяковская галерея). Персональные выставки скульптора проходили в Москве в 1948, 1959 и 1979 гг. Создал множество портретов; это в основном известные деятели культуры (Л. Квитко, 1943, В. Маяковский, 1944, (Русский музей, Санкт-Петербург); Хачатуряна, 1972, Министерство культуры, Москва, художников Фаворского (1928), К. Н. Истомина (1935) и многих других. Похоронен на Донском кладбище, рядом с женой, над могилой установлено надгробие — работа И. М. Чайкова «Автопортрет с женой».

Связи (7)
Источники (4)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх