Досье личности

Ценность: 6.947 (19)

Симпатия: 6.474 (19)

дата обновления - 2016-11-14

просмотров - 24

ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич

Имя латиницей: Chajkovskij Petr Il`ich

Пол: мужской

Дата рождения: 07.05.1840

Место рождения: поселок Воткинск, Удмуртия, Россия

Дата смерти: 06.11.1893 Возраст (53)

Место смерти: Петербург, Россия

Знак зодиака: Телец

По восточному: Крыса

География: ЕВРОПА, ИТАЛИЯ, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ.

Ключевые слова: балет, девиация, дирижер, искусство, композитор, культура, музыка, опера, основатель, холера.

Ключевой год: 1878

Петр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ

русский композитор. Брат М. И. Чайковского. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Оперы: «Евгений Онегин» (1878, лирические сцены – новый тип оперы), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891). Новатор в области балета (музыка – ведущий компонент балетной драматургии); «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892). К мировым шедеврам принадлежат 6 симфоний (1866-1893), симфония «Манфред» (1885), увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1866-1893), фантазия «Франческа да Римини» (1876), «Итальянское каприччио» (1880), 3 концерта для фортепьяно с оркестром (1875-1893); концерт для скрипки с оркестром, «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), фортепьянное трио «Памяти великого художника» (1882), романсы. Профессор Московской консерватории (1866-1878). В 1894 г. открыт Дом-музей Чайковского в Клину, в 1940 г. – мемориальный музей в Воткинске. С 1958 г. в Москве проводится Международный конкурс им. Чайковского. Чайковский родился в семье горного инженера, начальника Камско-Воткинского завода. Предки отца происходили из украинских казаков, дед матери был обрусевшим французом. Как отмечал сам композитор, его предки по обеим линиям «не выказывали музыкальных способностей». В семье родителей музыку любили, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у него рано: пяти лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. В 1850-1859 гг. по желанию родителей учился в Училище правоведения, после чего был определен на службу в Министерство юстиции. В 1855-1858 гг. брал уроки игры на фортепиано у известного в то время пианиста Р. Кюндингера, который был невысокого мнения о способностях будущего композитора. Лишь в 1861 г. приступил к серьезным занятиям в музыкальных классах Петербургского отделения Русского музыкального общества. Осенью 1862 г. он стал студентом преобразованной из музыкальных классов Петербургской консерватории, которую с отличием окончил в 1865 г. по классам А. Г. Рубинштейна, высоко ценившего талант ученика, и Н. И. Зарембы. Тогда же были написаны первые крупные сочинения для симфонического оркестра: увертюра «Гроза» (к драме А. Н. Островского, 1864) и увертюра фа-мажор (1865), «Характерные танцы», кантата для солистов, хора и оркестра на оду Шиллера «К радости» (дипломная работа), камерные произведения. Оставив службу в мае 1863 г., зарабатывал на жизнь уроками. В 1866 г. был приглашен на должность профессора в открывающуюся Московскую консерваторию (во главе ее стоял Н. Г. Рубинштейн, брат директора Петербургской консерватории А. Г. Рубинштейна). В 1866-1878 гг. вел в консерватории классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки (среди его учеников – С. А. Танеев). В рамках своих педагогических обязанностей Чайковский написал «Руководство к практическому изучению гармонии» (1872) и перевел с французского «Руководство к инструментовке» Ф. О. Геварта. Активно участвуя в музыкальной жизни Москвы, регулярно выступал в печати в качестве музыкального критика, из-за постоянной нужды в деньгах в 1871-1876 гг. работал музыкальным рецензентом газет «Современная летопись» и «Русские ведомости», участвовал в «Артистическом кружке» А. Н. Островского, общался с композиторами – членами «Могучей кучки», а также с В. В. Стасовым, Л. Н. Толстым, Я. П. Полонским, А. Н. Плещеевым, актером П. М. Садовским. Тогда же он познакомился с Г. Берлиозом, К. Сен-Сансом, другими ведущими музыкантами Европы, среди которых у него нашлось немало почитателей. Личная жизнь композитора не складывалась. Стремясь преодолеть свой гомосексуализм, он в 1877 г. женился на А. И. Милюковой. Брак этот оказался крайне несчастливым; связанные с ним переживания чуть не довели Чайковского до самоубийства. В 1878 г. он фактически бежал из России и в течение нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии). В 1877 г. Чайковского взяла под свое финансовое покровительство Н. Ф. фон Мекк – одна из богатейших женщин России, вдова крупного промышленника. Помощь с ее стороны, длившаяся до 1890 г., позволила композитору спокойно заниматься творчеством. Значительный интерес для понимания личности Чайковского представляет его обширная переписка с фон Мекк, с которой он никогда не виделся. Годы жизни в Москве стали временем становления и расцвета таланта Чайковского. Главные произведения этого периода – пять опер, в т. ч. «Лирические сцены» – «Евгений Онегин» (1878), четыре симфонии (№ 1 «Зимние грезы», 1866; № 2, 1872; № 3, 1875; № 4, 1877), балет «Лебединое озеро» (1876), «Литургия св. Иоанна Златоуста» (1878), Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1875), Концерт для скрипки с оркестром (1878), «Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром (1875), «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), музыка к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (1873), симфонические фантазии «Буря» (по В. Шекспиру, 1873) и «Франческа да Римини» (1876), а также увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869), 3 струнных квартета (1871-1876), Большая соната для фортепиано (1878), множество фортепианных пьес (в т. ч. знаменитый цикл «Времена года», 1876) и романсов для голоса с фортепиано. В конце 1870-х гг. Чайковский уходит из консерватории и едет за границу. В середине 1880-х гг. возвращается к активной музыкально-общественной деятельности в России (в 1885 он был избран директором Московского отделения Русского музыкального общества). Тогда же он поселился под Москвой: сначала в селе Майданово, затем во Фроловском – оба около Клина, а в 1892 г. – в Клину. Вместе с тем его скитальческой натуре по-прежнему была необходима перемена мест. Во второй половине 1880-х гг. начинается его дирижерская деятельность – сначала в России, а потом за границей; в качестве исполнителя собственных произведений он посещает Германию, Австро-Венгрию, Францию, Англию, Швейцарию. Концертные поездки укрепили его творческие и дружеские связи с ведущими музыкантами эпохи, в т. ч. с Э. Григом, А. Дворжаком, Г. фон Бюловом. Зимы композитор проводил, как правило, за границей, лето – в основном на родине. И в эти годы Чайковский исключительно активен в творческом отношении. Среди созданного им – оперы «Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885; это второй вариант оперы «Кузнец Вакула», завершенной в 1874), «Чародейка» (1887), балет «Спящая красавица» (1889), «Всенощное бдение» (1881), программная симфония «Манфред» (1885), Симфония №5 (1888), 4 сюиты для оркестра (1879-1887; Сюита №4 известна под названием «Моцартиана»), Серенада для струнного оркестра (1880), «Торжественная увертюра 1812» (1880), «Итальянское каприччио» для оркестра (1880), увертюра-фантазия «Гамлет» (1888), трио «Памяти великого художника (на смерть Н. Г. Рубинштейна, 1882), ряд великолепных романсов, в т. ч. «То было раннею весною», «День ли царит», «Серенада Дон-Жуана». Последний период жизни композитора отмечен всемирным признанием творчества Чайковского, проявившимся не только в восторженном приеме его сочинений (в 1891 г. он с триумфом гастролировал в США; в 1892 г. – в Гамбурге под управлением Г. Малера с огромным успехом прошел «Евгений Онегин»), но и в избрании композитора членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств (1892) и почетным доктором Кембриджского университета (1893). В эти годы, оказавшиеся завершающими в не знавшей перерыва 28-летней композиторской деятельности Чайковского, были созданы оперы «Пиковая дама» (1890) и «Иоланта» (1891), балет «Щелкунчик» (1892), струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» (1892), Симфония № 6, «Патетическая» (1893), утвердившая место Чайковского среди крупнейших симфонистов мира. Смерть настигла Чайковского в расцвете творческих сил и славы: композитор заразился холерой через несколько дней после того, как дирижировал на премьере Шестой симфонии в Петербурге (премьера – 16 октября, начало болезни – 21 октября); смерть наступила спустя 4 дня. Чайковский оставил обширное наследие практически во всех музыкальных жанрах (в т. ч. 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса). И по сей день он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором, выразившим с необычайной силой, простотой и искренностью эмоционально-напряженную лирическую стихию русской природы и русской души. Именем Чайковского названы (1940) Московская и Киевская консерватории, концертный зал в Москве; с 1958 г. в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского.

Медиа (9)

Петр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ в фотографиях:

Связи (278)
Источники (6)
  • tchaikovsky.belcanto.ru
  • http://skola.ogreland.lv
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
  • Большая советская энциклопедия. 3-е издание
  • Александр Познанский "Смерть Чайковского. Легенды и факты. Петербург. 2007
  • ru.wikipedia.org
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх