Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2008-12-11

просмотров - 2

БУДНЫЙ Симон

Имя латиницей: Budnyj Simon

Пол: мужской

Дата рождения: 00.00.1530

Место рождения: деревня Буды, Мазовия, Польша

Дата смерти: 13.01.1593 Возраст (63)

По восточному: Тигр

География: БЕЛАРУСЬ, РОССИЯ.

Ключевые слова: искусство, культура, религия.

Ключевой год: 1562

Симон БУДНЫЙ

белорусский деятель культуры, гуманист, активный деятель религиозно-национального движения в Литве и Белоруссии, попавших под власть Польши. Происходил, видимо, из среды мазовских или западнорусских мелких дворян. Окончил Ягеллонский университет в Кракове, учился в Италии, Швейцарии, был одним из наиболее образованных людей своего времени. Начал деятельность в 1558 г. в качестве кальвинистского проповедника. Организовал в Несвиже типографию, где в 1562 г. издал на белорусском языке «Катехизис» и другие книги, в которых выступал с резкой критикой религиозных догматов. В 70-х гг. выступил с проповедью взглядов антитринитариев, критиковавших официальное богословие с рационалистических позиций. Он отрицал божественность природы Христа и необходимость поклонения ему. Резко критиковал пороки католической и православной церквей. Его гуманистические идеи нашли выражение в его утверждении человеческой личности, разума, в стремлении к положительным знаниям. Подобно Ф. Скорине, являлся поборником единства культуры славянских народов; был лично знаком с русским первопечатником И. Федоровым и П. Мстиславцем, а возможно, и с Феодосием Косым и его учениками. К нему обращался с посланиями старец Артемий. Его идеи получили распространение главным образом среди шляхетства и некоторых крупных феодалов Белоруссии и Литвы. В отличие от крестьянско-плебейского крыла антитринитариев, он не выступал за уничтожение крепостничества, а ограничивался лишь осуждением злоупотреблений со стороны феодалов. На Луцловицком соборе (синоде) 1582 г., на котором преобладали умеренные антитринитарии (социниане), за свои радикальные религиозно-философские воззрения был лишен сана и осуждён как еретик; его сочинения сжигались на кострах, а сам он подвергался жестоким гонениям и преследованиям.
Источники (1)
  • Большая советская энциклопедия. 3-е издание
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх