Досье личности

Ценность: 1 (12)

Симпатия: 1 (12)

дата обновления - 2016-03-18

просмотров - 3

БОБРОВ Семен Сергеевич

Имя латиницей: Bobrov Semen Sergeevich

Пол: мужской

Дата рождения: 00.00.1763

Место рождения: Ярославль, Ярославская область, Россия

Дата смерти: 22.03.1810 Возраст (47)

Место смерти: Петербург, Россия

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Коза

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.

Ключевые слова: автор, лингвист, литература, переводчик, поэт, туберкулез.

Ключевой год: 1798

Семен Сергеевич БОБРОВ

русский поэт, переводчик. Происходил «из священнических детей». С девятилетнего возраста находился в Москве. В 1780 г. переведен в гимназию Московского университета, в 1782 г. произведен в студенты. «Курсы в факультетах» окончил в 1785 г. Входил в число воспитанников Переводческой семинарии при университете, существовавшей на средства масонов-розенкрейцеров, и участвовал в связанных с ними литературных обществах («Дружеское ученое общество» в Москве, «Общество друзей словесных наук» в Петербурге). Первые поэтические опыты поэта, появившиеся в журналах этих обществ «Покоящийся трудолюбец» (1784-1785) и «Беседующий гражданин» (1789-1790), отмечены влиянием популярных в масонских кругах «Ночных размышлений» Э. Юнга (позднее Боброва, как и Юнга, будут называть «певцом ночей»). После переезда в Петербург в 1786 г. числился в Герольдмейстерской конторе и в этот период познакомился с А. Н. Радищевым, ставшим вскоре одним из почитателей его поэзии. В 1791 г. по не вполне ясным причинам был выслан на юг, где с 1792 до 1799 гг. состоял переводчиком при командующем Черноморским флотом Н. С. Мордвинове. В Николаеве вышло его «лирико-эпическое песнотворение» «Таврида» (1798) – своеобразная поэтическая энциклопедия природы и истории Крыма. За годы южной ссылки создана также большая часть стихотворений Боброва (оды, песни, элегии, идиллии, «хоры для польского» и др.). По возвращении в Петербург служил переводчиком в Адмиралтейств-коллегии, в Комиссии по составлению законов. В 1804 г. выпустил собрание своих стихов «Рассвет полночи, или созерцание славы, торжества и мудрости порфироносных, браноносных и мирных гениев России». В четвертую часть собрания вошла несколько измененная «Таврида» (под заглавием «Херсонида»), за которую автор был пожалован бриллиантовым перстнем от императора Александра I. В 1800-х гг. печатался в изданиях, близких к Вольному обществу любителей словесности, наук и художеств («Северный вестник», «Лицей», «Цветник»), а в 1807 г. был официально принят в число сотрудников общества. В 1805 г. участвовал в спорах о языке на стороне «архаистов» («Происшествие в царстве теней, или Судьбина российского языка»), что предопределило негативное отношение к нему в стане «карамзинистов», где он был прозван «Бибрисом» (от лат. bibere – пить). Последним его произведением стала поэма «Древняя ночь вселенной, или Странствующий слепец» (1807-1809) – «иносказательная эпопея», представляющая собой монументальный религиозно-философский эпос, поэтическую «историю разума человеческого» до Христа (среди своих образцов Бобров называл «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Мессиаду» Ф. Г. Клопштока и др.). Уже в первых своих стихах он предпринял попытку последовательно изложить цикл священной истории: творение мира («Размышление на первую главу Бытия»), блаженная весна Адама, грехопадение, подчинение человека времени и смерти («Осень», 1785), спасительное действие Любви в истории вселенной («Ода Любовь», 1785), гибель мира в огне, рождение новой земли и нового неба («Ночное размышление», 1785). Ода «Судьба мира» (1789, 1804), где описывалась страшная казнь допотопного человечества и предрекалась гибель в огне всего мироздания, стала особенно известна, закрепив за автором репутацию мрачного провозвестника катастроф (тему потопа он и сам называл своим «отличительным неким почерком пера»). Бобров, сочетавший в своем творчестве разнородные поэтические традиции, чутко откликавшийся на новые литературные веяния своего времени (оссианизм, сентиментальная элегия, баллада и др.), воспринимался прежде всего как «певец ночей», погруженный в раздумия о смерти и загробном воздаянии («Хитрости смерти», 1789; «Ночь», 1801; «Полнощь», 1804; и др.). Преобладание религиозно философской тематики и пристрастие к неожиданным (в духе барокко) образам в 1810-х гг., в пору господства «элегической школы» К. Батюшкова и В. Жуковского казались не соответствующими духу времени. Бобров был избран мишенью для эпиграмм молодых карамзинистов (П. А. Вяземский, А. С. Пушкин-лицеист и др.). Для «арзамасцев» он стал олицетворением бездарности и педантизма сторонников А. С. Шишкова и вскоре был почти полностью забыт. Однако опыты Боброва сказались в «поэзии мысли» 1820-30-х гг. (С. П. Шевырев, Ф. И. Тютчев, В. Г. Бенедиктов и др.), в творчестве В. К. Кюхельбекера, позднего Пушкина, Ф. И. Глинки и др. «Реабилитация» поэзии Боброва произошла только в начале XX в., когда нем стали видеть предшественника символистов. Скончался от чахотки. Погребен на Волковом кладбище в Петербурге.

Связи (16)
Источники (4)
Факты (1 )

19.02.2011 Мартыненко Ольга

Несколько вариантов биографии: поэт-мистик конца XVIII и начала XIX столетия. Год его рождения точно не известен; вероятно, он родился около 1767—68 гг.; ум. 22 марта 1810 г. Среднее образование Бобров получил в духовной семинарии, а высшее в московском университете, по окончании курса в котором он с 1785 до 1792 г. состоял на службе в Сенате у герольдмейстерских дел, а затем до самой смерти — в Морском ведомстве, причем был переводчиком в Адмиралтейств-коллегии и одновременно состоял в комиссии по составлению законов. Во время пребывания Боброва в московском университете куратором его был М. М. Херасков. Вступив в число масонов, он пригласил на кафедру нравственно-философских наук известного масона Шварца, сблизился с Н. И. Новиковым и принимал деятельное участие в его "Дружеском ученом обществе", Бобров, попав в их среду, скоро подпал влиянию "старосты российской литературы", как тогда величали Хераскова, еще на студенческой скамье стал пробовать свои литературные дарования и в первом же своем стихотворении: "Размышление о создании мира, почерпнутое из первой главы Бытия" (издано в 1784 г.), ясно обнаружил и подражание мелким лирическим стихотворениям Хераскова, и влияние нравственно-философских лекций Шварца. Усвоив мистико-масонские идеи, заимствованные из журналов, издаваемых Н. И. Новиковым, и из произведений тогдашней английской литературы, он оставался им верен до конца своей жизни и был чужд тем новым течениям мысли, которые проникли к нам в начале царствования Александра I. Как член "Дружеского ученого общества" Бобров усердно составлял разного рода дидактические и религиозные стихотворения и переводы религиозно-нравственных произведений, помещая их в "Собеседнике любителей русского слова", "Детском чтении", "Покоящемся Трудолюбце", "Зеркале Света", "Беседующем Гражданине", "Северном Вестнике", "Лицее" и "Московском Журнале". Впоследствии все эти произведения, по преимуществу "священно-нравственные пьесы", "торжественные" и "эротические", были собраны в один сборник под заглавием: "Рассвет полночи, или Созерцание славы, торжества и мудрости порфироносных, браноносных и мирных героев России, с последованием дидактических, эротических и других разного рода опытов" (СПб., 1804 г.). Здесь более всего сказался лиризм Боброва, довольно высоко ценимый современниками, которые даже ставили его в русской литературе вслед за Ломоносовым и Державиным. На самом же деле он стоит гораздо ниже своих образцов и более приближается к ним только в своих религиозных стихотворениях и особенно в переложениях псалмов. В самом конце XVIII столетия Боброву, по обязанностям службы, пришлось прожить несколько времени в черноморских портах и в Крыму. Под влиянием красот последнего он создал свое первое большое произведение — поэму под заглавием: "Таврида, или Мой летний день в Таврическом Херсонесе" (Николаев, 1798 г.), переименованную во вторичном издании на "Херсониду, или Картину лучшего летнего дня в Херсонесе Таврическом" (СПб., 1804 г.). В современной печати и по поводу этой поэмы появились лестные отзывы (например, в "Друге Юношества", 1810 г., июнь), но ее длинные описания, сентиментальные и мистические рассуждения и довольно тяжелый язык скоро лишили ее популярности. Некоторый интерес в историко-литературном отношении она может еще представлять как первая попытка в нашей литературе изобразить природу Крыма в стихах. Из других стихотворных произведений Боброва назовем: "Древняя ночь вселенной, или Странствующий слепец". Поэма в стихах, 3 ч. (СПб., 1807—1809); "Россы в буре, или Бурная ночь на Японских водах" (СПб., 1807 г.) и "Парение венценосного гения России с полунощных пределов России к западным" (СПб., 1808 г.); из них наибольшее внимание привлекла к себе первая мистико-аллегорическая поэма. Кроме того, по званию переводчика морского ведомства, Бобров перевел вторую и третью части "Всеобщей истории мореходства" и составил "Древний Российский плаватель, или Опыт краткого дееписания о прежних походах Россиян" (СПб., 1812 г.). — Среди своих сверстников Бобров был образованнее многих и считался знатоком древних и новых языков. Некрологи: в "Вестнике Европы" (1810, № 10), "Друге Юношества" (1810, № 5) и "Записках Гидрографического Департамента", ч. VIII. — Словари: Плюшара, митроп. Евгения, Греча, Венгерова. — "Сочинения К. Н. Батюшкова", под ред. Л. Н. Майкова, т. ІI, стр. 536—538 (СПб., 1885). — С. Брайловский, "Семен Сергеевич Бобров. Историко-литературный очерк" (в "Известиях Историко-филологического Института кн. Безбородко в Нежине", т. XV, 1895 г.). — Русская морская библиография. В. Р—в. {Половцов} Бобров, Семен Сергеевич — поэт; род. в конце 1760-х гг.; первоначальное образование получил в духовной семинарии, а окончательное в Московском университете. С 1785 г. служил в Сенате, в 1792 г. переведен переводчиком при адмиралтейском департаменте и некоторое время служил в черноморских портах; затем с 1804 г. состоял при комиссии составления законов, умер в 1810 году в С.-Петербруге. Произведения его, оригинальные и переводные, печатались с 1784 года в различных журналах того времени и изданы под заглавием "Рассвет полночи, или Созерцание славы, торжества и мудрости порфироносных, браноносных и мирных гениев России, с последованием дидакт., эротич. и др. разного рода опытов" (4 ч. СПб., 1804). Кроме того, вышли отдельно изд.: "Ода адмиралу В. Я. Чичагову" (СПб., 1790); "Слава росс. героев" (СПб. 1794); "Таврида, или Мой летний день в Таврическом Херсонесе" (поэма, Николаев, 1798; 2-е издание названо: "Херсонида, или Картина лучшего летнего дня в Херсонесе Таврическом", СПб., 1804); "Древняя ночь вселенной, или Странствующий слепец" (СПб., 1807—9); "Россы в буре, или Грозная ночь на японских водах" (СПб., 1807); "Парение венценосного гения России с полунощных пределов России к западным" (СПб., 1807). По поручению Шишкова он занимался историей русского флота и написал "Древний Российский плаватель, или Опыт краткого дееписания о прежних морских походах Россиян" (СПб., 1812). Кроме того, он перевел 2-ю и 3-ю ч. "Всеобщей истории мореходства" (7 ч. СПб., 1801—1826). По направлению своему Б. примыкает к группе русских писателей-мистиков, воспитавшихся под влиянием Новикова, а с другой стороны — к Шишковской школе приверженцев старины. М. М. {Брокгауз} Бобров, Семен Сергеевич писатель; † 1810 г. (перев. при адмиралт. коллегии). {Половцов} http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=11258
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх