Досье личности

Ценность: 2.333 (6)

Симпатия: 2.333 (6)

дата обновления - 2007-10-10

просмотров - 7

БЛЭЙКИ Арт

Другое имя: Абдулла Ибн Бухайна – исламское имя

Имя латиницей: Blakey Art

Пол: мужской

Дата рождения: 11.10.1919

Место рождения: Питсбург, штат Пенсильвания, США

Дата смерти: 16.10.1990 Возраст (71)

Место смерти: Нью-Йорк, США

Знак зодиака: Весы

По восточному: Коза

География: США.

Ключевые слова: джаз, искусство, музыка, шоу, эстрада.

Ключевой год: 1940

Арт БЛЭЙКИ

американский джазовый музыкант (ударник), руководитель ансамбля. Музыкой начал заниматься в школе вопреки воле отца, бизнесмена, посещал уроки фортепиано. С 1936 г. стал выступать как пианист в клубах, однако по совету друзей перешел на ударные инструменты. В 1939-1940 гг. играл в профессиональных оркестрах, выступал с собственным джаз-бэндом в Бостоне. В 1944-1947 гг. работал по ангажементу в оркестре Билли Экстайна (в одно время с «Диззи» Гиллеспи и другими известными музыкантами). В 1948 г. организовал ансамбль «Меssеngеrs», который вскоре распался, несмотря на участие талантливых музыкантов. Поиски самостоятельного пути побудили его отправиться к истокам джаза – в Африку (Золотой Берег, Нигерия), где он изучал местные музыкальные культуры, африканские ритмы, традиционную технику игры на ударных инструментах. Проявил также интерес к арабской и индийской музыке. Испытал влияние ислама, принял мусульманское имя. В 1951-1953 гг. с успехом выступал с различными оркестрами. В 1955 г. основал свой ансамбль «Jаzz Меssеngеrs», с которым достиг наибольшей известности. В конце 1970-х гг. членом ансамбля был трубач Валерий Пономарев из Москвы, эмигрировавший в США. Группа много гастролировала в Европе, Японии, выступала на различных джаз-фестивалях. Был признан одним из самых значительных музыкантов в истории джаза, до сих пор входит в число ведущих исполнителей на ударных инструментах в модерн-джазе. Прошел школу свинга, но в дальнейшем придерживался ориентации прежде всего на бибоп. Достиг высокого уровня виртуозного мастерства, максимальной свободы выражения в импровизации. Одним из первых вывел ударные инструменты за рамки аккомпанемента, вступая в органичное взаимодействие с мелодическими инструментами ансамбля. Для Блэйки характерны экстремальный динамизм, мощные нагнетания ритмического напряжения, неожиданные «взрывы» энергии. Широко использовал сложные полиритмические наложения, разнообразные формы перекрестной ритмики, временные смещения, сжатия, расширения тех или иных ритмических формул. Интересны эксперименты Блэйки с африканскими и кубинскими ударными инструментами и ритмами, которые он начал еще в 1950-е гг. (афро-джаз, афро-кубинский джаз). Эти опыты были продолжены в 1970-е гг. Максом Роучем, с которым его связывали долгие годы знакомства, и его ударным ансамблем «М`Вооm Rе», где число исполнителей на ударных инструментах могло доходить до девяти человек. Стал первооткрывателем многих талантов и звезд, которые прошли в его ансамбле настоящую школу джазового мастерства.

Медиа (19)

Арт БЛЭЙКИ в фотографиях:

Связи (25)
Источники (4)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх