Досье личности

Ценность: 2.429 (7)

Симпатия: 2 (7)

дата обновления - 2017-01-26

просмотров - 5

БЕРЫНДА Памво

Имя латиницей: Berynda Pamvo

Пол: мужской

Дата рождения: приблизительно 00.00.1564

Место рождения: село Чайковичи, Львовская область, Украина

Дата смерти: 23.07.1632 Возраст (68)

Место смерти: Киев, Украина

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Крыса

География: ДРЕВНЯЯ РУСЬ, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, УКРАИНА.

Ключевые слова: автор, графика, знание, издатель, лингвист, литература, переводчик, поэт, просветитель.

Ключевой год: 1627

Памво БЕРЫНДА

украинский лексикограф, поэт, переводчик, гравер, издатель. Владел древнегреческим, латинским, старославянским, древнееврейским языками. В середине 90-х гг. XVI в. сблизился с епископом Львовским Гедеоном Балабаном и его племянником Ф. Ю. Балабаном, активными противниками унии, организовавшими в имении Стрятин православную школу и типографию. С 1597 г. служил в стрятинской типографии. В 1606-1607 гг. жил у перемышленского православного епископа Михаила Копыстенского. Между 1610 и 1613 гг. овдовел и постригся в монахи, видимо, в братском Онуфриевском монастыре на р. Рось. Затем служил в типографии Львовского братства, где в 1614 г. напечатана «Иоанна Златоустого книга о священстве», на которой стоит типографский знак Берынды и его инициалы. В 1616 г. опубликовал ксилографию с изображением евангелиста Иоанна и «Вирши на Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» с посвящением львовскому епископу Иеремии Тиссарскому. Около 1616 г. по просьбе архимандрита Киево-Печерского монастыря Елисея Плетенецкого перешел в стрятинскую типографию. В середине 1619 г. вместе с сыном Лукашом перебрался в Киев, где трудился над изданием «Анфологиона» (1619) и «Номоканона » (1620). В 1620 г. встречался с иерусалимским патриархом Феофаном, удостоившим его звания протосинкелла (клирика, особо доверенного патриарха). В 1623 г. при его участии вышли «Беседы Иоанна Златоуста на 14 посланий апостола Павла», в 1624 г. – «Беседы Иоанна Златоуста на Деяния апостолов», готовившиеся в подарок царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету. В сентябре 1624 г. направился в Москву с рекомендательным письмом митрополита Киевского Иова Борецкого и 4 января 1625 г. вручил грамоту и подарки царю и патриарху. Вернувшись в Киев, принял участие в публикации «Толкования на “Апокалипсис” Андрея Кессарийского» (1625), «Триоди постной» (1627), «Поучений аввы Дорофея» (1628). Ему приписывают издание книги «От Отечьника скитскаго повесть удивителна о диаволе» (1627). В 1627 г. возглавил издательство Киево-Печерского монастыря и опубликовал «Лексикон славеноросский и имен толкование», первый лексикографический труд, объяснявший малопонятные церковно-славянские слова и сопоставлявший их с восточнославянской разговорной лексикой. Под руководством Берынды опубликованы «Любомудрейшаго кир Агапита главизны поучителны» (1628) и ксилография «Темница богоугодная святых осужденник» (1629). В 1629 г. отошел от управления делами типографии, продолжая участвовать в литературно- издательских трудах монастыря. В 1630 г. вместе с братом Степаном Берындой и Тарасием Земкой стал автором «Имнологии» – панегирика-акростиха, посвященные Петру Могиле, в 1631 г. редактировал «Триодь цветную».

Связи (5)
Источники (3)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
  • Большая советская энциклопедия. 3-е издание
  • ru.wikipedia.org
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх