Досье личности

Ценность: 3,471 (17)

Симпатия: 3,588 (17)

дата обновления - 2016-10-31

просмотров - 12

БЕРЛИОЗ Гектор Луи

Другое имя: Берлиоз Эктор Луи

Имя латиницей: Berlioz Hector Louis

Пол: мужской

Дата рождения: 11.12.1803

Место рождения: Кот-Сент-Андре, департамент Изер, Франция

Дата смерти: 08.03.1869 Возраст (65)

Место смерти: Париж, Франция

Знак зодиака: Стрелец

По восточному: Свинья

География: ЕВРОПА, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: дирижер, искусство, композитор, музыка.

Ключевой год: 1830

Гектор Луи БЕРЛИОЗ

французский композитор, дирижер, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856). Первое публичное исполнение его произведения («Торжественная месса») состоялось в Париже в 1825 г. В 1826-1830 гг. учился в Парижской консерватории у Ж. Ф. Лесюэра и А. Рейхи. Получив Римскую премию (1830) за кантату «Сарданапал», жил (как стипендиат) в Италии. Возвратившись в Париж (1832), занимался композиторской, дирижерской, критической деятельностью. С 1842 г. много гастролировал за границей. С триумфом выступал как дирижер и композитор в России (1847, 1867-1868). Яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии. Его искусство во многом родственно творчеству В. Гюго в литературе и Э. Делакруа в живописи. Художник-новатор, он смело вводил новшества в области музыкальные формы, гармонии и особенно инструментовки (выдающийся мастер оркестровки), тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам сочинений. Творчество композитора отразило и свойственные романтизму противоречия: стремление к общенародности, массовости музыки уживалось у него с крайним индивидуализмом, героика – с интимными излияниями одинокой души склонного к экзальтации и фантастике художника. В 1826 г. была написана кантата «Греческая революция» – отклик на освободительную борьбу греческого народа. В ряде его крупных сочинений: «Реквием» (1837) и «Траурно-триумфальная симфония» (1840). В последние годы жизни все больше склонялся к академизму, абстрактной моральной проблематике: ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854), оперная дилогия «Троянцы» по Вергилию («Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене», 1855-1859). Его стиль определился уже в «Фантастической симфонии» (1830, подзаголовок – «Эпизод из жизни художника»). Это известнейшее сочинение – первая романтическая программная симфония. Вслед за симфонией он пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» (1831, продолжение «Фантастической симфонии»). Также его привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона – симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» (1834), увертюра «Корсар» (1844); У. Шекспира – увертюра «Король Лир» (1831), драматическая симфония «Ромео и Джульетта» (1839), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862, на сюжет «Много шума из ничего»); И. В. Гете – драматическая легенда (оратория) «Осуждение Фауста» (1846, свободно трактующая поэму Гете). Ему принадлежат также опера «Бенвенуто Челлини» (постановка 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в т. ч. «Римский карнавал» (1844); романсы и др. Собрание сочинений в 9 сериях (20 тт.) издано в Лейпциге (1900-1907). Был выдающимся дирижером. Наряду с Р. Вагнером он положил основание новой школе дирижирования. Внес существенный вклад в развитие музыкально-критической мысли. Он первый среди зарубежных критиков оценил значение М. И. Глинки (статья о Глинке, 1845) и вообще русской музыки.

Афоризмы (2)
Медиа (9)

Гектор Луи БЕРЛИОЗ в фотографиях:

Связи (43)
Источники (6)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх