Досье личности

Ценность: 3,786 (14)

Симпатия: 3,714 (14)

дата обновления - 2007-03-01

просмотров - 6

БЕРКЛИ Джордж

Имя латиницей: Berkeley George

Пол: мужской

Дата рождения: 12.03.1685

Место рождения: Томастаун, графство Килкенни, Ирландия

Дата смерти: 14.01.1753 Возраст (67)

Место смерти: Томастаун, графство Килкенни, Ирландия

Знак зодиака: Рыбы

По восточному: Бык

География: АНГЛИЯ.

Ключевые слова: знание, математик, наука, философ.

Ключевой год: 1710

Джордж БЕРКЛИ

английский философ, представитель субъективного идеализма. Учился в Дублинском университете. С 1734 г. епископ в Клойне (Ирландия). Выступил с критикой понятия материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также учения И. Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учения Дж. Локка о происхождении понятий материи и пространства. Согласно его учению, невозможно образовать общие идеи пространства и материи, отвлекаясь от частных свойств отдельных вещей: у нас нет чувственного восприятия материи как таковой. В противоположность Локку он утверждал, что наш ум может образовать общую идею вещи, но не общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются наука и философия, ибо идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того, что может дать чувственное восприятие. Он выступил против различения первичных и вторичных качеств: все качества – вторичные, поскольку бытие их целиком сводится к способности быть воспринятыми. Отвергнув бытие материи, он признавал существование только духовного бытия, которое он делил на «идеи» и «души». «Идеи» – воспринимаемые нами субъективные качества – пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и восприятий совершенно не зависит от нас. Напротив, «души» деятельны, активны, могут быть причиной. Пытаясь отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма выводы, ведущие к солипсизму, он утверждал, что воспринимающий субъект – не один, и вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может восприниматься другими субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как сумма «идей» в уме бога – субъекта, который вечно существует и «вкладывает» в сознание отдельных субъектов содержание их ощущений. Труд: «Трактат о началах человеческого знания» (1710).
Афоризмы (1)
Связи (1)
Источники (3)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх