Досье личности

Ценность: 1.833 (6)

Симпатия: 2 (6)

дата обновления - 2014-05-27

просмотров - 3

БЕНВЕНИСТ Эмиль

Имя латиницей: Benveniste Emile

Пол: мужской

Дата рождения: 27.05.1902

Место рождения: Алепо, Сирия

Дата смерти: 03.03.1976 Возраст (73)

Место смерти: Париж, Франция

Знак зодиака: Близнецы

По восточному: Тигр

География: ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: знание, лингвист, логик.

Ключевой год: 1939

Эмиль БЕНВЕНИСТ

французский языковед. Ученик А. Мейе. Специалист по общему и европейскому языкознанию. Примыкал к структурной лингвистике. В отличие от Ф. де Соссюра, считал языковый знак непроизвольным, так как он обусловлен системой языка («Природа лингвистического знака», 1939). Работал также в области общей семиотики. Как индоевропеист известен своей теорией структуры индоевропейского корня и многочисленными работами по иранскому языку.

Связи (5)
Источники (3)
  • http://ru.wikipedia.org
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
  • Большая советская энциклопедия. 3-е издание
Факты (2 )

19.02.2011 Ю.А.Белецкий

Ввел термин "дискурс" - как социально обусловленную систему речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется (представляется) в те или иные периоды времени.

19.02.2011 Ю.А.Белецкий

К определению дискурса Т. А. Ван Дейк - профессор Амстердамского университета, автор 32 книг, монографий и около 200 статей по вопросам дискурса и дискурс-анализа, многие из которых уже стали классическими. Homepage of Teun A. van Dijk: http://www.hum.uva.nl/~teun E-mail: teun@hum.uva.nl Настоящий текст - отрывок из книги: Teun Van Dijk. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London: Sage, 1998. Идеология и культура (макросоциальные феномены) как коллективные репрезентации действительности воспроизводятся в дискурсе (на микросоциальном уровне). Не следует сводить весь анализ идеологии к анализу дискурсов - идеология выражается и воспроизводится не только посредством текстов и разговоров. Однако дискурс во всем этом деле занимает особое место. В отличие от большинства социальных практик и семиотических кодов (визуальные образы, знаки, фото, невербальные всякие вещи и т.д., делают это не напрямую и смысл, заключенный в них, не до конца определен, неоднозначен) свойства текста и речи позволяют нам формулировать и выражать абстрактные идеологические верования самым непосредственным образом. Члены социальных групп в процессе коммуникации напоминают новичкам в своих группах и членам других групп об идеологиях своих групп и защищают их. Идеологическая социализация, т.обр., осуществляется в дискурсе. Понятие дискурса так же расплывчато, как понятия языка, общества, идеологии. Мы знаем, что зачастую наиболее расплывчатые и с трудом поддающиеся определению понятия становятся наиболее популярными. “Дискурс” – одно из них. Дискурс в широком смысле (как комплексное коммуникативное событие) Дискурс есть коммуникативное событие, происходящее между говорящим, слушающим (наблюдателем и др.) в процессе коммуникативного действия в определенном временном, пространственном и проч. контексте. Это коммуникативное действие (КД) может быть речевым, письменным, иметь вербальные и невербальные составляющие. Типичные примеры – обыденный разговор с другом, диалог между врачом и пациентом, чтение газеты. Дискурс в узком смысле (как текст или разговор) Как правило, выделяют только вербальную составляющую КД и говорят о ней далее как о “тексте” или “разговоре”. В этом смысле термин Д обозначает завершенный или продолжающийся “продукт” КД, его письменный или речевой результат, который интерпретируется реципиентами. Т.е. Д в самом общем понимании – это письменный или речевой вербальный продукт коммуникативного действия. Разница между дискурсом и текстом. Д – актуально произнесенный текст, а “текст” – это абстрактная грамматическая структура произнесенного (напомню: речь | язык, langue | parole, компетентность | произносимость). Д – это понятие, касающееся речи, актуального речевого действия, тогда как “текст” – это понятие касающееся системы языка или формальных лингвистических знаний, лингвистической компетентности. Дискурс как конкретный разговор И широкое и узкое понимание Д включает в себя то, что употребление понятия Д всегда касается каких-то конкретных объектов в конкретной обстановке и в конкретном контексте: “этот дискурс”, “его дискурс”, “эти дискурсы”. Где заканчивается один дискурс и начинается другой? Положим, отдельный дискурс есть когерентный (однородный) смысловой блок (хотя на поверку с этим есть проблемы – разговор людей часто предст.собой смесь разноплановых топик). Дискурс как тип разговора Понятие Д употребляется и в этом смысле, и может касаться не конкретных КД, но типов вербальной продукции. Дискурс как жанр Еще усложним. Понятие Д используется для обозначения того или иного жанра, например: “новостной дискурс”, “политический дискурс”, “научный дискурс”. Дискурс как социальная формация Наконец, наиболее абстрактный смысл понятия Д – когда оно относится к специфическому историческому периоду, социальной общности или к целой культуре. Тогда говорят, например, “коммунистический дискурс”, “буржуазный дискурс” или “организационный дискурс”. В этих же случаях – по аналогии с социологическими понятиями “социальная формация” или “социальный порядок” - говорят “дискурсивная формация” или “дискурсивный порядок”. Как раз в этом смысле мы говорим, например, об идеологическом дискурсе. © А. Дерябин, перевод с английского, 31 May, 1999
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх