Досье личности

Ценность: 2.714 (7)

Симпатия: 2.714 (7)

дата обновления - 2010-11-23

просмотров - 5

БЕН-ИЕГУДА

Другое имя: Перельман Элиэзер – наст. имя и фам., Бен-Йехуда

Имя латиницей: Ben-Ieguda

Пол: мужской

Дата рождения: 07.01.1859

Место рождения: Лужки, Виленская губерния, Литва

Дата смерти: 16.12.1922 Возраст (63)

Место смерти: Иерусалим, Израиль

Знак зодиака: Козерог

По восточному: Коза

География: ИЗРАИЛЬ, ЛИТВА, ПАЛЕСТИНА, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: журналист, знание, идеолог, лингвист, литература, основатель, педагог, политика.

Ключевой год: 1894

БЕН-ИЕГУДА

еврейский филолог, педагог, журналист, общественный деятель. Пионер возрождения иврита в качестве разговорного языка. Родился в семье любавичского хасида, который умер, когда сыну было 5 лет. В 13-летнем возрасте он был отправлен в иешиву в Полоцк. Глава иешивы, тайный сторонник светского образования, познакомил его с произведениями светской литературы на древнееврейском языке. Выучив русский язык, поступил в реальную гимназию в Динабурге, которую окончил в 1877 г. Борьба балканских народов за освобождение от Турции и связанная с этим русско-турецкая война 1877-1878 гг. зародили в нем идею возможности возрождения еврейского народа на его исторической родине. Он решил поселиться в Палестине и в 1878 г. отправился в Париж изучать медицину, чтобы приобрести профессию, которая дала бы ему возможность зарабатывать на жизнь в стране предков. Учась в Париже, опубликовал в 1879 г. в газете П. Смоленскина «Гашахар» статью «Жгучий вопрос», в которой впервые сформулировал идею создания в Палестине духовного центра для всего еврейского народа. Важнейшим элементом возрождения еврейского народа считал возрождение иврита в качестве языка повседневного общения. Статья была подписана псевдонимом Бен-Иегуда. Заболев в том же году туберкулезом, принял решение ускорить свой переезд в Палестину и с этой целью оставил изучение медицины, поступив в учительскую семинарию Альянса. С 1881 г. в Палестине по приезде сменил свою первоначальную фамилию на Бен-Иегуда. Его семья была первым еврейским домом в Палестине, где говорили на иврите, а его старший сын Бен-Цион (позднее известный как Итамар Бен-Ави) – первым носителем иврита как родного языка спустя более тысячи лет после прекращения разговорной функции этого языка. В качестве произносительной нормы иврита как разговорного языка он принял произношение евреев-сефардов, так как ашкеназское произношение ассоциировалось у него с существованием евреев в галуте, и поэтому оно не было для него приемлемо в качестве произносительной нормы иврита как родного языка еврейского народа, возрождающегося на своей родине. В 1882-1885 гг. преподавал в иерусалимской школе Альянса, добившись, что иврит был признан в ней единственным языком преподавания всех еврейских предметов. В конце 1884 г. основал еженедельник «Гацви», преобразованный в 1908 г. в ежедневную газету, которая с 1910 г. называлась «Гаор» и просуществовала до 1915 г. «Гацви» был первым периодическим изданием на иврите, отвечавшим европейским нормам. Большое внимание уделял обогащению языка, создав огромное количество неологизмов, значительная часть которых существует в иврите и до сих пор. Стремился ввести простой, удобопонятный стиль, борясь против напыщенного, витиеватого стиля, который существовал в те времена в еврейской прессе. Его неортодоксальное поведение и кампания против существования за счет использования пожертвований из стран диаспоры, которую он вел в своих изданиях, вызвали яростную оппозицию ультраортодоксов Иерусалима; им удалось добиться его обвинения в подстрекательстве к мятежу (1894), в результате чего он был приговорен к годичному заключению. Арест вызвал большое волнение в еврейском среде, была подана апелляция, и он был освобожден. В 1910 г. начал публиковать «Поли, словаря древнего и современного иврита». Издание этой грандиозной работы было завершено лишь в 1959 г., когда вышел ее последний 18-й т. В 1890 г. совместно с Д. Елиным, А. Мазиа и другими основал «Ваад Галашон Гаиврит», председателем которого он оставался до самой смерти. «Ваад Галашон» был предшественником Академии языка иврит, созданной по предложению Бен-Иегуды в 1920 г. После утверждения британского мандата над Палестиной совместно с М. Усышкиным он убедил британского верховного комиссара Г. Сэмюэла провозгласить иврит одним из трех официальных языков страны, наряду с английским и арабским. Огромная роль, которую он сыграл в возрождении иврита в качестве разговорного языка, в его развитии и обогащении, в превращении в гибкое и динамичное средство повседневной устной и письменной коммуникации, стяжала ему заслуженную славу «отца современного иврита».
Источники (2)
Факты (1 )

19.02.2011 Ю.А.Белецкий

Его семья была первым еврейским домом в Палестине, в которой говорили на иврите, а его старший сын Бен-Цион (позднее известный как Итамар Бен-Ави) v первым носителем иврита как родного языка спустя более тысячи лет после прекращения разговорной функции этого языка. В качестве произносительной нормы иврита как разговорного языка Бен-Иегуда принял произношение евреев-сефардов, так как ашкеназское произношение ассоциировалось у него с существованием евреев в галуте, и поэтому оно не было для него приемлемо в качестве произносительной нормы иврита как родного языка еврейского народа, возрождающегося на своей родине.

Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх