Досье личности

Ценность: 3.375 (8)

Симпатия: 3.625 (8)

дата обновления - 2016-12-19

просмотров - 11

БАЖЕНОВ Василий Иванович

Имя латиницей: Bazhenov Vasilij Ivanovich

Пол: мужской

Дата рождения: приблизительно 12.03.1737

Место рождения: село Дольское, около Малоярославца, Россия

Дата смерти: 13.08.1799 Возраст (62)

Место смерти: Петербург, Россия

Знак зодиака: Рыбы

По восточному: Змея

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.

Ключевые слова: академик, архитектор, искусство, ЛИЧНОСТИ журнал, масон, педагог.

Ключевой год: 1767

Василий Иванович БАЖЕНОВ

русский архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Учился в Москве у Д. В. Ухтомского (1753-1755) и в Московском университете (1755); в Петербурге – у С. И. Чевакинского (с 1756), в АХ (1758-1760) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота; как пенсионер Петербургской АХ в Школе изящных искусств в Париже (1760-1762) у Ш. де Вайи. В 1762-1764 гг. посетил Италию, где был избран профессором Академии св. Луки в Риме и членом АХ в Болонье и Флоренции. С 1765 г. – академик, в 1799 г. – вице-президент Петербургской АХ. Был новатором в архитектуре: мыслил архитектурное сооружение в его связи с окружающим ландшафтом и городской средой. Создал проект реконструкции Московского Кремля и сооружения на его территории грандиозного дворца (1767-1775). По проекту Кремль превращался в огромный государственный и общественный центр, с главной овальной площадью, к которой сходились основные улицы города. Замысел остался проектом, который ныне известен по чертежам и двум моделям. Свои лучшие градостроительные идеи он воплотил в доме Пашкова (ныне Российская государственная библиотека – РГБ), где он переработал традиционную застройку усадьбы, поставив в один ряд центральное здание, увенчанное бельведером, и связанные с ним флигели, что придало застройке организующий городское пространство характер. В его творчестве было представлено псевдоготическое направление. Его крупнейшим произведением была подмосковная императорская усадьба Царицыно (1775-1785). Это строительство не было закончено. В 1782-1789 гг. он построил усадебную церковь в с. Быково под Москвой, которую отличали монументальность, изящество и рафинированные детали фасада. С 1792 г. жил в Петербурге, участвовал в постройках Гатчины и Павловска, проектировал Михайловский замок (1792-1796). В 1796 г. после прихода к власти Павла I стал действительным статским советником, а незадолго до смерти в 1799 г. – вице-президентом Академии художеств.

Медиа (2)

Василий Иванович БАЖЕНОВ в журнале «Личности»:

ВАСИЛИЙ БАЖЕНОВ: ПОЭТ В «ЗАСТЫВШЕЙ МУЗЫКЕ»

Личности 38/2011
Екатерина II правила властно и жестоко. В ее шкалу ценностей не вписывались неординарные личности, сломанные судьбы которых лишний раз подтверждают, что нет пророка в своем отечестве. К таким принадлежал и архитектор Василий Баженов. По достоинству оцененный римской, флорентийской и болонской художественными академиями, на родине он встретил грубый диктат и пренебрежение Василия Ивановича Баженова считают основоположником классицизма в российской архитектуре, мастером с яркой индивидуальностью. Рядом с его именем принято ставить эпитет великий, хотя до споры о его наследии не прекращаются по сей день. Большинство задуманных Баженовым зданий существовало лишь в чертежах… Читать далее

Василий Иванович БАЖЕНОВ в книгах:

Связи (5)
Источники (4)
Факты (1)

19.02.2011 Ю.А.Белецкий

Василий Иванович Баженов (1 (12) марта 1737 или 1738, Москва, по другим сведениям село Дольское близ Малоярославца — 2 (13) августа 1739, Санкт-Петербург) — российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Сын дьячка одной из придворных кремлевских церквей. Обнаружил природный талант к искусству ещё в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Баженов перешёл в Академию художеств. Здесь он показал свои способности к архитектуре в такой степени, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. В сентябре 1759 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу. Поступив в ученики к профессору Дювалю, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме — модель Cобора св. Петра. Творческая деятельность По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов составил полный перевод всех 10-ти книг архитектуры Витрувия, напечатанный в 1790—1797 гг. в Петербурге, в типографии Императорской Академии Художеств. Основательно знакомый со своим искусством теоретически, Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество, к торжеству «инаугурации» здания Академии художеств (29 июня 1765 г.). Ему принадлежала декорация главного фасада здания с Невы. Проект здания нынешнего дворца в Екатерингофском парке, с оранжереями, зверинцем, каруселями и прочими затеями роскоши того времени, сочинен был Баженовым по академической программе, на степень профессора. Выполнение признано было советом Академии вполне достойным, но автор проекта оставлен в звании академика, которое получено им три года раньше, в бытность за границей. Эта несправедливость заставила Баженова взять увольнение от академической службы, и князь Г. Г. Орлов определил его в свое артиллерийское ведомство главным архитектором, с чином капитана. В этой должности Баженов построил в Петербурге здание арсенала на Литейной ул. (теперь здание судебных учреждений), и в Москве, в Кремле, здание арсенала и сената по Знаменке, дом Пашкова (Московский румянцевский музей), а в окрестностях столицы — дворцовый комплекс в Царицыне и Петровский дворец, строенный Казаковым, — его помощником. В Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка, по воле Екатерины II, на самом деле, однако, и не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Турецкой войны нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана тема, которая на модели была им разработана с большим талантом. Эффект получился надлежащий, но сооружение отложено и потом оставлено совсем. Такая же судьба постигла Царицынский ансамбль Баженова. Екатерина, летом 1785 года, приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела перестроить дворцы. Архитектор от осуществления проекта был отстранён. Баженов не получил другого назначения, и, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняется его сношениями с кружком Новикова, который поручил ему доложить наследнику цесаревичу o выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 г. он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург. Баженов строил на Каменном острове дворец и церковь наследнику и проектировал разные специальные постройки для флота в Кронштадте. По вступлении на престол, Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств и поручил ему составить проект Михайловского замка, приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь. Память * Улица Баженова (Липецк)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх