Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2014-07-21

просмотров - 5

БАШЛАР Гастон

Другое имя: Башляр Гастон

Имя латиницей: Bachelard Gaston

Пол: мужской

Дата рождения: 27.06.1884

Место рождения: Бар-сюр-Об, округ Бар-сюр-Об, департамент Об, Франция

Дата смерти: 16.10.1962 Возраст (78)

Место смерти: Париж, Франция

Знак зодиака: Рак

По восточному: Обезьяна

География: ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: знание, наука, основатель, философ.

Ключевой год: 1930

Гастон БАШЛАР

французский философ и искусствовед, положивший начало т. н. неорационализму. С 1902 г. работал служащим в почтовом управлении, сначала в городке Ремирмон, а с 1907 г. – в Париже. В 1912 г. несмотря на занятость на работе, смог стать лиценциатом в области математических наук, закончив курс в парижском лицее Сен-Луи. Во время Первой мировой войны был призван в армию. После демобилизации стал преподавателем химии в колледже своего родного города. В 1920 г. стал лиценциатом философии, а 1922 г. агреже по философии. В 1927 г. получил степень доктора в Сорбонне. С 1930 по 1940 гг. занимал должность профессора философии в университете Дижона. С 1941 по 1954 гг. – профессор Сорбонны. В 1951 г. получил офицерскую а в 1960 г. командорскую степень Ордена Почетного легиона. В 1951 г. был избран членом Академии моральных и политических наук. В 1961 г. удостоился Большой премии в области наук и искусств, присуждаемой министерством культуры Франции. Предметом его интереса на протяжении всей жизни являлись философские основы естественных наук. Свои первые работы по этой проблематике он начал публиковать на рубеже 1920-30-х гг. Его философским дебютом стало исследование «Очерк о приблизительном познании» (1928). За ним последовали такие работы, как «Новый научный дух» (1934) и «Становление научного духа: заметки по психоанализу объективного познания» (1938). Уже в его довоенных книгах заметно как влияние школы Анри Бергсона и психоанализа, так и научного конструктивизма. В своих дальнейших работах, таких, как «Прикладной рационализм» (1949) и «Рациональный материализм» (1953) продолжил систематический анализ философских проблем естествознания, сконцентрировавшись на проблеме научного творчества и анализе основных понятий современной науки. Ввел понятие технонауки. Другой важной составляющей его философского наследия является пятитомное исследование о психоаналитическом значении для воображения человека образов классических «материальных стихий». Начало этому исследованию было положено им еще в 1938 г. в небольшом исследовании «Психоанализ огня». Позже последовали «Вода и грезы» (1942), «Воздух и сновидения» (в русском переводе работа названа «Грезы о воздухе», 1943), двухтомник, посвященный образам земли – «Земля и грезы о покое» (1946) и «Земля и грезы воли» (1948). Это исследование проведено им с привлечением самого широкого литературного, историко-философского и научного материала. Отчасти продолжают, а во многом развивают методологию, примененную философом при исследовании образов стихий, его работы, посвященные разным аспектам философии и психологии искусства и художественного творчества, постижения человеком пространства. Большое влияние на эти исследования оказала феноменологическая школа. Необходимо отметить такую его работу, как «Поэтика пространства» (1958), в которой он анализирует образы дома, чердака, ящика, сундука, гнезда, раковины как выразительных форм, описывающих тот или иной феноменологический опыт пространства, а также исследование «Пламя свечи» (1961), посвященную созерцанию пламени свечи или лампы. В истории философии мало найдется персон, которые обладали бы столь разносторонними интересами, как Башляр. Его интерпретация как поэтических текстов так и естественнонаучных теорий оказала заметное влияние на дальнейшее развитие гуманитарных наук и эпистемологии. В частности, его деятельность стала одним из ориентиров для таких видных исследователей науки и искусства, как Ролан Барт, Мишель Фуко, Жан Старобинский.

Медиа (5)

Гастон БАШЛАР в фотографиях:

Связи (5)
Источники (7)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх