Досье личности

Ценность: 3.444 (9)

Симпатия: 3.778 (9)

дата обновления - 2011-06-05

просмотров - 13

АВЕРЧЕНКО Аркадий Тимофеевич

Имя латиницей: Averchenko Arkadij Timofeevich

Пол: мужской

Дата рождения: 27.03.1881

Место рождения: Севастополь, Россия

Дата смерти: 12.03.1925 Возраст (43)

Место смерти: Прага, Чехия

Знак зодиака: Овен

По восточному: Змея

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, ЧЕХИЯ.

Ключевые слова: журналист, издатель, литература, ЛИЧНОСТИ журнал, писатель.

Ключевой год: 1910

Аркадий Тимофеевич АВЕРЧЕНКО

русский писатель, журналист, издатель. В 1896 г. поступил конторщиком на донецкую шахту; через три года переехал в Харьков на службу в той же акционерной компании. Первый рассказ, «Уменье жить», был опубликован в харьковском журнале «Одуванчик» в 1902 г. Серьезной заявкой литератора явился рассказ «Праведник», опубликованный в Санкт-Петербурге в «Журнале для всех» в 1904 г. В период революционных событий 1905-1907 гг. он обнаруживает публицистический талант и предприимчивость, широко публикуя в недолговечных периодических изданиях очерки, фельетоны и юморески и выпустив несколько номеров быстро запрещенных цензурой собственных сатирических журналов «Штык» и «Меч». Издательский опыт пригодился ему в 1908 г. в Санкт-Петербурге, когда он предложил редакции зачахшего юмористического журнала «Стрекоза» (где еще в 1880 г. был опубликован первый рассказ Чехова) реорганизовать издание. Став секретарем редакции, Аверченко осуществил свой замысел: с 1 апреля 1908 г. «Стрекозу» сменил новый еженедельник «Сатирикон». Ориентация на читателя среднего класса, пробужденного революцией и живо интересующегося политикой и литературой, обеспечила «Сатирикону» его огромный успех. Помимо завзятых юмористов, таких, как Петр Потемкин, Саша Черный, Осип Дымов, Аркадий Бухов, к сотрудничеству в журнале Аверченко сумел привлечь Л. Андреева, С. Маршака, А. Куприна, А. Н. Толстого, С. Городецкого и многих других поэтов и прозаиков. Постоянным сотрудником «Сатирикона» и вдохновителем всех журнальных начинаний был сам Аверченко. Помимо журнала выпускалась «Библиотека Сатирикона»: в 1908-1913 гг. было опубликовано около ста названий книг общим тиражом свыше двух миллионов, в т. ч. и первый сборник рассказов Аверченко «Веселые устрицы» (1910), выдержавший за семь лет двадцать четыре издания. В 1913 г. редакция «Сатирикона» раскололась, и «аверченковским» журналом стал «Новый Сатирикон» (1913-1918). Редкий номер прежнего и нового издания обходился без рассказа или юморески Аверченко; печатался он и в других «тонких» журналах массовой циркуляции, таких, как «Журнал для всех» и «Синий журнал». Рассказы отбирались, дополнительно редактировались и издавались сборниками: «Рассказы (юмористические). Кн. 1» (1910), «Рассказы (юмористические). Кн. 2. Зайчики на стене» (1911), «Круги по воде» (1912), «Рассказы для выздоравливающих» (1913), «О хороших в сущности людях» (1914), «Сорные травы» (1914), «Чудеса в решете» (1915), «Позолоченные пилюли» (1916), «Синее с золотом» (1917). Выработался комплексный тип рассказа Аверченко, необходимым и характерным свойством которого является утрировка, расписывание анекдотической ситуации, доводящее ее до полнейшего абсурда, который и служит неким катарсисом, отчасти риторическим. Его гипертрофированные анекдоты не имеют и тени правдоподобия; тем успешнее используются они для мистификации и отстранения действительности, нужного «интеллигентной» публике (словцо «интеллигентный» было введено в широкий обиход при немалом содействии «Сатирикона»), которая во время «Серебряного века» старалась хоть немного ослабить мертвую хватку народнической идеологии: иногда для противодействия ей использовался даже доморощенный социал-демократизм, и следы его явственны в «Сатириконах». «Сатириконовцы» во главе с Аверченко чрезвычайно дорожили своей благоприобретенной репутацией «независимого журнала, промышляющего смехом», и старались не потакать низменным вкусам, избегая скабрезности, дурацкого шутовства и прямой политической ангажированности (во всех этих смыслах образцовым автором была Тэффи). Политической позицией журнала была подчеркнутая и несколько издевательская нелояльность: позиция очень выгодная в тогдашних условиях почти полного отсутствия цензуры, воспрещавшей лишь прямые призывы к свержению власти, зато позволявшей сколько угодно осмеивать любые ее проявления, в т. ч. и самое цензуру. Февральскую революцию 1917 г. Аверченко со своим «Новым Сатириконом», разумеется, приветствовал; однако последовавшая за ней разнузданная «демократическая» свистопляска вызывала у него возраставшую настороженность, а октябрьский большевистский переворот был воспринят им как чудовищное недоразумение. При этом его веселый абсурд приобрел новый пафос; он стал соответствовать безумию новоучреждаемой действительности и выглядеть как «черный юмор». Впоследствии подобная «гротесковость» обнаруживается у М. Булгакова, М. Зощенко, В. Катаева, И. Ильфа, что свидетельствует не об их ученичестве у Аверченко, а о единонаправленной трансформации юмора в новую эпоху. Эпоха относилась к юмору сурово: в августе 1918 г. «Новый Сатирикон» был запрещен, и Аверченко бежал на белогвардейский Юг, где публиковал в газетах «Приазовский край», «Юг России» и др. антибольшевистские памфлеты и фельетоны, а в октябре 1920 отбыл в Стамбул с одним из последних врангелевских транспортов. Тогда же вырабатываются новые типы рассказов Аврченко, впоследствии составивших книги «Дюжина ножей в спину революции» (1921) и «Смешное в страшном» (1923): антисоветский политический анекдот и стилизованные под очерки, но при этом утрированные в обычной манере Аврченко зарисовки и впечатления быта революционной столицы и гражданской войны. Опыт эмигрантской жизни, нелепо и жалко копирующей быт и нравы погибшей России, отразился в книге «Записки Простодушного. Я в Европе» (1923), где при помощи обратной гиперболы (литоты) возникают гротескные образы лилипутского мирка, не лишенного сюрреалистического жизнеподобия. В сочинениях последних лет жизни писателя с новой силой проявляется детская тема – от сборника «О маленьких – для больших» (1916) до книг рассказов «Дети» (1922) и «Отдых на крапиве» (1924). В Стамбуле он совмещал творческую деятельность с организаторской: создав эстрадный театр «Гнездо перелетных птиц», он совершил несколько гастрольных поездок по Европе. В 1922 г. поселился в Праге, где успел написать и опубликовать несколько книг рассказов и пьесу «Игра со смертью», имеющую характер комедийного шоу. Похоронен в Праге на Ольшанском кладбище.

Афоризмы (8)
Медиа (3)

Аркадий Тимофеевич АВЕРЧЕНКО в журнале «Личности»:

АРКАДИЙ АВЕРЧЕНКО: ЖИТЬ, СМЕЯСЬ

Личности 27/2010
Он был стопроцентным оптимистом, гурманом и завсегдатаем ресторанов, стремился к комфорту и следил за модой, коллекционировал женщин и бесконечно ценил мужскую дружбу. Он сравнивал себя с киселем, в котором вязнут все невзгоды. Он пропускал жизнь через фильтр юмора и рассказывал анекдоты даже на смертном одре. Несмотря на лавровый венок титулов русский Твен, русский Джером, русский Гашек, но он всегда оставался самим собой. Таким был Аркадий Аверченко король смеха ушедшего столетия Севастополь не заметил рождения своего Героя. Городу было не до того: он латал дыры, засыпал воронки и никак не мог… Читать далее

Аркадий Тимофеевич АВЕРЧЕНКО в фотографиях:

Связи (19)
Источники (4)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх