Досье личности

Ценность: 1 (11)

Симпатия: 1 (11)

дата обновления - 2010-07-26

просмотров - 2

АСАНГА

Имя латиницей: Asanga

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.310

Дата смерти: реконструировано 00.00.370 Возраст (60)

По восточному: Лошадь

География: ИНДИЯ.

Ключевые слова: знание, наука, основатель, философ.

Ключевой год: 0350

АСАНГА

буддийский мыслитель, основоположник школы йогачара. Родом из Северной Индии, брат Васубандху. Развивал философское учение махаяны, автор 19 сочинений, в т. ч. по Абхидхарме и Праджня-парамите. Асанга подразделяет сознание (виджняна) на 8 видов: 5 чувственных, мышление, разум (манас) и сознание-сокровищница (алая-виджняна). Последнее, в отличие от Атмана в индуизме, содержательно постоянно меняется, а входящие в него семена (биджа) дхармо-частиц и кармы дают жизнь особям, вращающимся в сансаре. «Непрорастание» семян из-за ослабления силы кармы означает приближение к нирване. Их множественность иллюзорна, т. к. семя – это частичка единого сознания Будды. Задачей познания для Асанги являлось доказательство нереальности этой множественности как продукта вымысла (кальпана) и реальности только сознания (виджняна-матра), которое для него тождественно нирване («Махаяна-санграха» – «Собрание махаяны»). Асанга защищает идеал бодхисаттвы, он также выдвинул новую махаянскую доктрину трех тел Будды. Высшая реальность (состояние Будды) предстает в неописуемом Теле Закона (дхарма-кайя); в Теле наслаждения, или блаженства (самбхога-кайя), которое является главным объектом созерцания мастеров йогической медитации, представляющих его в виде различных небес, населенных святыми и буддами; в Теле воплощения (нирмана-кайя). В последнем Будда приходил уже неоднократно к людям возвещать Закон («Йогачара-бхуми-шастра», «Махаяна-санграха»). С мадхьямикой Асанга разошелся в нескольких вопросах, хотя, по-видимому, происходил из этой школы (ему принадлежит комментарий на «Строфы о срединности» Нагарджуны). Для него нирвана реальна, а самсара нереальна, тогда как для мадхьямиков они обе нереальны. В полемике считал возможным доказывать махаянские положения, выдвигая тот или иной довод, тогда как ранние мадхьямики только в опровержении любых доводов видели правильную позицию. Его труды до сих пор оказывают огромное влияние на индийский буддизм, в т. ч. на философское обоснование ваджраяны, а также на буддизм Центральной Азии и Дальнего Востока.
Источники (1)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх