Досье личности

Ценность: 1 (11)

Симпатия: 1 (11)

дата обновления - 2014-11-20

просмотров - 4

АРИСТОКСЕН из Тарента

Другое имя: Аристоксен Тарентский

Имя латиницей: Aristoxenus of Tarentum

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.360 до н.э.

Дата смерти: реконструировано 00.00.290 до н.э. Возраст (70)

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Обезьяна

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.

Ключевые слова: знание, музыка, наука, философ.

Ключевой год: -330

из Тарента АРИСТОКСЕН

древнегреческий философ и теоретик музыки. Учился у своего отца Спинатра, а затем – у Лампра Эритрейского, у жизнелюбивого пифагорейца Ксенофила Халкидского и, наконец, у Аристотеля. Писал о музыке и философии, истории, педагогике – упоминается как автор в общей сложности около 450 книг (почти все утеряны). Среди них «Элементы гармоники» (сохранилась во фрагментах), «О началах», «О мелопее» (не менее 4 книг), «О ладах», «О восприятии музыки», «О музыке» (не менее 4 книг), «Элементы ритмики» (сохранилась во фрагментах), «О первом времени», «Об инструментах», «Об авлосах и [других музыкальных] инструментах», «Об изготовлении авлосов», «Об авлетах», «О хороводах», «О трагиках», «О танце в трагедии», «Праксидамант», «О Пифагоре и его учениках», «О пифагорейской жизни», «Пифагорейские изречения», «Жизнь Пифагора», «Жизнь Архита», «Жизнь Сократа», «Жизнь Телеста», «Гражданские законы» (не менее 8 книг), «Законы воспитания» (не менее 10 книг, «Об арифметике», «Застольные беседы», «Исторические заметки», «Разнообразные воспоминания», «Разрозненные заметки», «Сравнения». Книга Аристоксена «Элементы гармоники» (компиляция из разных работ Аристоксена с лакунами, без окончания) – первое дошедшее до нас научное исследование музыки. Здесь рассматриваются роды мелоса (диатоника, хроматика, энармоника), интервалы (слитные в речи и дискретные в пении), звуки, системы (интервальные структуры в пределах кварты, квинты, октавы, вплоть до двухоктавной Полной системы), лады, метаболы (перемены по роду, системе, ладу), мелопея (музыкальная композиция). Он (в противоположность пифагорейцам) сознательно отказался от математического истолкования интервалов, полагая их очевидными для музыканта и ни в каком дополнительном обосновании не нуждающимися. «Музыкальная» арифметика Аристоксена (например, его деление целого тона на два равных полутона, что невозможно вследствие невозможности деления эпиморного числового отношения поровну на две части) впоследствии подверглась резкой критике последователей пифагорейской науки. Для ученого-музыканта, по мнению Аристоксена, непосредственное восприятие – первая и важнейшая предпосылка дальнейшего (рационального) исследования музыки. Трактат сохранился в оригинальных фрагментах, а также в выдержках из Комментария Порфирия к «Гармонике» Птолемея, в работе «Proslambanomena» Михаила Пселла и нескольких позднейших анонимных текстах (в т. ч. в Оксиринхских папирусах 9 и 2687). В центре учения о ритме (ритмики) находится представление о мельчайшей неделимой единице просодического времени, которую он называет «первое время» (то есть наименьшая единица измерения, «квант» времени). Восходящее движение в (простых и составных) стопах описывается словом «арсис», нисходящее – более редким «басис». Числовые отношения внутри базовых метрических стоп исчерпываются 4 просодическими «квантами» (например, 2:1 трохей, 1:2 ямб, 2:2 спондей и т. д.); изредка стопы могут содержать иррациональное соотношение между арсисом и басисом. Поскольку в ритмах может заключаться любое количество (танцевальных?) «шагов» и они могут реализоваться в любом темпе, ритмическая композиция может теоретически содержать любое количество квантов времени; однако независимо от количества стоп и от темпа функция кванта времени внутри стопы (или совокупности стоп) остается неизменной и опознается слухом как таковая. Части трактата Аристоксена о «ритмической метаболе» (т. е. перемене метра внутри ритмической формы) и о «ритмопее» (целостной ритмической композиции) не сохранились. Оказал огромное влияние на развитие позднейшей античной науки о музыке. Прямыми аристоксениками были Аристид Квинтилиан, Клеонид, Гауденций и Бакхий. Не избежали его влияния даже пифагорейцы, в т. ч. Никомах и Боэций. Птолемей (не будучи чистым аристоксеником или пифагорейцем) естественно интегрировал части учения Аристоксена в свою гармонику. В Средние века упоминания Аристоксена редки (преимущественно по Боэцию), возможно, из-за невладения многими учеными того времени греческим языком. На средневековом арабском Востоке рецепцию Аристоксена представлял аль-Фараби. В западной Европе активный интерес к нему возродился в Италии начиная с конца XV в. (Джорджо Валла, Франкино Гафури, Винченцо Галилей и др.). Первый латинский перевод (Антонио Гогавы) был опубликован в 1562 г., что дало толчок к введению гармоники Аристоксена в широкий научный обиход. В его честь назван кратер на Меркурии.

Связи (22)
Источники (5)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх