Досье личности

Ценность: 1.333 (6)

Симпатия: 1.167 (6)

дата обновления - 2014-10-14

просмотров - 3

АРИСТИД Квинтилиан

Имя латиницей: Aristides Quintilianus

Пол: мужской

Дата рождения: оценка 00.00.170

Дата смерти: оценка 00.00.245 Возраст (75)

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Собака

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.

Ключевые слова: знание, музыка, наука, писатель, философ.

Ключевой год: 200

Квинтилиан АРИСТИД

греческий философ-неоплатоник, теоретик музыки, автор трактата «О музыке» в трех книгах. Трактат о музыке сохранился в 56 рукописях преимущественно XIV-XV вв. (одна рукопись датирована концом XII в.). Датировка трактата затруднена: terminus post quem – (критически) упоминаемый Аристидом Цицерон, terminus ante quem – Марциан Капелла, цитирующий Аристида в 9-й книге своего трактата «О бракосочетании Филологии и Меркурия». Согласно американскому ученому Т. Матисену, глубоко исследовавшему рукописные источники, научный метод и музыкально-теоретическое учение Аристида, трактат написан в конце III – начале IV вв. н. э. Трактат, состоящий из пролога, трех книг и эпилога, непохож на обычный учебник гармоники. Необычность его в причудливом соединении, с одной стороны, обычного для этого жанра специфически научного обзора категорий музыки (очевидна преемственность с ученой традицией Аристоксена), с другой стороны, ее расширенного философско-этического (не без влияния «Диалогов» Платона) обсуждения. В первой книге наряду с общеизвестными сведениями об интервалах и родах мелоса Аристид дает собственную классификацию музыки и развивает учение о 15 ладах (tropoi; наряду с пятью базовыми в это число входят их гипер- и гиповарианты) и ладовых метаболах. Нотация тропов (ладов) аналогична той, что известна нам по таблицам Алипия. Учение о ритмике и метрике обнаруживает параллели с Аристоксеном, но также с Гефестионом и Дионисием Галикарнасским. Ценность представляют также (редкие для античности) элементы учения о мелодии и связи ее со стихом (известно как Мелопея). Вторая книга исследует вопросы музыкального воспитания, главным образом в аспекте воздействия музыки на душу человека. Основные источники музыкальной этики Аристида – Платон, Аристотель и Плутарх. В третьей книге вводится пифагорейская музыкальная арифметика (в т. ч. кратко излагается деление монохорда), которую философ вписывает в контекст неоплатонической онтологии. Трактат не был известен в средневековой Европе (только в той мере, в какой ученые музыканты пересказывали главы из Марциана). Некоторый интерес к нему возник в эпоху Возрождения (впервые в трактатах Гафури и Салинаса) и барокко (Мерсенн, Кирхер). После фундаментальной публикации Мейбома (1652, с латинским переводом и комментарием) Аристид занял почетное место в пантеоне древних исследователей музыки.

Связи (13)
Источники (4)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх