Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2014-11-20

просмотров - 2

АНДРОНИК Родосский

Имя латиницей: Andronicus of Rhodes

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.50 до н.э.

Дата смерти: реконструировано 00.00.10 Возраст (60)

Знак зодиака: Неизвестно

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.

Ключевые слова: знание, наука, философ.

Ключевой год: 1

Родосский АНДРОНИК

древнегреческий философ-перипатетик, издатель аристотелевских сочинений, основоположник школьной экзегетической традиции в аристотелизме. Поздние авторы (неоплатоники Аммоний, Элий) называют его 11-м схолархом Перипатетической школы, а его учеником – Боэта Сидонского. Несмотря на сомнения в надежности данных свидетельств, – 11-м схолархом тем же Аммонием назван и Боэт; не ясно, что значит «11-й схоларх» Перипата, если Андроник работал в александрийском Мусейоне, а Ликей в Афинах был разрушен в 86 г. до н. э., – следует признать его безусловным главой перипатетической «школы мысли». На основании текстов Страбона и Плутарха из Херонеи проясняется судьба аристотелевской библиотеки и собственно издательской работы Андроника. После захвата Афин римскими войсками под командованием Суллы в 86 г. до н. э. библиотека Аристотеля была в числе прочих трофеев переправлена в Рим, где книги Аристотеля и Теофраста были разобраны и скопированы Тираннионом из Амиса, далее эти тексты попали в александрийский Мусейон к Андронику, который (вероятно, не ранее 45 г. до н. э.) предпринял новое издание спасенных книг, иной раз неопределенной атрибуции. Основной аргумент для более поздней даты – свидетельство «от молчания» Цицерона, которому не известен Андроник, но как самый авторитетный перипатетик известен Кратипп. Вероятно, он мог использовать при подготовке своего издания не только манускрипты из собрания, перешедшего в свое время к Нелею из Скепсиса, но и другие, имевшиеся в библиотеке. Издание Андроника послужило основой всех последующих изданий Аристотеля вплоть до наших дней. Многие решения Андроника-издателя были зависимы от его представления о порядке изучения сочинений Аристотеля. Он полагал правильным начинать с логики, поэтому открывает издание «Органон». Далее следуют сочинения по физике, после них – по этике. Лекции по первой философии и примыкающие к ним трактаты он поместил после работ по физике, таким образом впервые появилось название «Метафизика». Значение его издания трудно переоценить: после него в школе возобновляется полноценная научная работа, начинает развиваться перипатетическая комментаторская традиция, к текстам Аристотеля обращаются представители других философских школ (главным образом платоники и стоики). Издание Андроника повлияло, в частности, на Порфирия как издателя «Эннеад»: он также принял за основу его метод «группировать тематически однородный материал», при этом из двух или трех трактатов мог получиться один, и наоборот. Так, по-видимому, появились известные ныне тексты «Метафизики», «Физики» и ряд других, входящих в «Corpus Aristotelicum». Свое издание сочинений и писем Аристотеля и Теофраста Андроник предварил полным каталогом-указателем их произведений в 5-ти книгах и поместил в его начале биографии Аристотеля и Теофраста. Его каталог в сокращенной версии Птолемея аль-Гариба сохранился в арабском переводе, выполненном, в свою очередь, с более раннего сирийского (полный текст содержится в единственном манускрипте XVIII в., открытом в середине ХХ в.); части этого текста доступны в составе позднеантичных биографий Аристотеля (т. н. Vita Marciana, Vita Vulgata и Vita Latina). Андроник написал также комментарии к «Категориям» и «Физике». По свидетельству Симпликия, комментарий к «Категориям» представлял собой простой пересказ. В комментариях либо в отдельном произведении он обсуждал аутентичность некоторых текстов Аристотеля. Так, он сомневался в подлинности «Об истолковании», а также заключительной части «Категорий», т. н. postpraedicamenta. Был также автором трактата «О разделении», известного Плотину и Порфирию и посвященного логической процедуре деления на роды и виды. Кроме того, у него было сочинение (возможно, тоже комментарий), в котором обсуждались некоторые вопросы учения о душе, а именно: в нем он 1) определял сущность души как «телесное смешение или телесную силу»; 2) рассматривал определение души у Ксенократа и критику его Аристотелем; 3) определял «страсть» как независимую способность души: «страсть» возникает в душе благодаря восприятию блага или зла, причем некоторые претерпевания возникают «только из представления, помимо согласия и постижения», т. е. помимо рациональных способностей.

Связи (15)
Источники (5)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх