Досье личности

Ценность: 1.333 (6)

Симпатия: 1.167 (6)

дата обновления - 2014-11-19

просмотров - 1

АММИАН МАРЦЕЛЛИН

Имя латиницей: Ammianus Marcellinus

Пол: мужской

Дата рождения: приблизительно 00.00.330

Дата смерти: приблизительно 00.00.395 Возраст (65)

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Тигр

География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.

Ключевые слова: армия, воин, война, знание, историк, наука.

Ключевой год: 0378

МАРЦЕЛЛИН АММИАН

римский историк. По происхождению сирийский грек, однако свое единственное произведение, «Деяния», написал на латыни. Подобно многим другим авторам античной эпохи, оставил о себе достаточно скудную информацию, содержащуюся в его единственном дошедшем до нас сочинении. Другими источниками, из которых можно извлечь сведения о его жизни и творчестве, являются письма двух его современников – греческого ритора Либания и римского общественного деятеля и оратора Квинта Аврелия Симмаха. В 354 г. он уже являлся одним из протекторов-доместиков. Протекторы составляли элиту позднеримской армии и были приближены к императору. Это, во-первых, позволило ему быть в курсе всех важнейших государственных дел и, во-вторых, получить отличную военную подготовку и прекрасно разбираться в военном деле. За год до этого, в 353 г., он, по указанию императора Констанция II был прикомандирован к магистру конницы Урсицину, вызванному из Нисибиса и направленному в Антиохию для расследования обстоятельств, связанных с делом о возможной государственной измене. С 353 по 359 гг. в составе свиты Урсицина находился сначала в Антиохии, а затем в западной части Империи – в Италии и Галлии. В 357 г. вместе с Урсицином возвратился на Восток. Здесь их настигло известие о начале похода Шапура II против Рима. В 363 г. император Юлиан предпринимает новую военную акцию – поход за Евфрат, в котором участвовал и Аммиан Марцеллин. Сам историк, в отличие от похода 359 г., практически ничего не говорит о своей роли в описываемых событиях; соответственно, о том, что происходило непосредственно с ним во время кампании 363 г., ничего конкретного сказать невозможно. Ясно лишь, что он находился в составе боевых частей римской армии и принимал непосредственное участие в событиях, о которых рассказывает. Можно сделать вывод, что в составе римского войска он побывал в западных (пограничных с империей) районах Персии, пройдя значительный отрезок долины Евфрата (от впадения в него реки Аборы до канала, соединяющего Тигр и Евфрат в районе Ктесифона) и достаточно длинный путь по левому берегу Тигра (в северном направлении от Ктесифона). Возможно, лично присутствовал в палатке Юлиана в последние часы жизни императора. После персидского похода вел частную жизнь. Известно о его путешествии по Египту, во время которого он посетил Александрию и Фивы, Пелопоннесу, где историк смог наблюдать последствия разрушительного землетрясения, произошедшего, по его словам, за двенадцать дней до августовских календ в первый год консульства Валентиниана и Валента, Фракии, где он побывал на месте сражения между римлянами и вестготами под Салицием, произошедшее незадолго до битвы при Адрианополе. Следующий, и последний период жизни историка связан с городом Римом. Дата переезда историка из Антиохии в Рим также точно не известна. Во всяком случае, в 383 г. он уже был в Риме и подвергся репрессиям, направленным против иностранцев, во время голода, имевшего место в том же году. Вероятно, в начале 390-х гг., живя уже в Риме, он уже написал значительную часть своего труда. Дата полного завершения работы над «Деяниями», как и год смерти историка, точно не установлена. Существует также более полное и точное название – «Деяния в тридцати одной книге». Это название употребил по отношению к сочинению историка раннесредневековый римский ритор из Цезареи Мавретанской начала VI в. Присциан в своих «Грамматических наставлениях», и оно стало господствующим. Первоначально «Деяния» состояли из тридцати одной книги и охватывали период с 96 по 378 гг.: от прихода к власти императора Нервы (96-98) до смерти Валента в 378 г. Однако до нас дошли только последние 18 книг «Деяний» (XIV-XXXI), в которых описываются события 353-378 гг., от подавления восстания Магненция до битвы при Адрианополе. Следуя традиции, историк включает в текст речи персонажей и письма, но их число невелико (в сохранившейся части 3 письма и 12 речей). Это переписка между персидским царем Шапуром II и императором Констанцием, а также письмо Юлиана к Констанцию. Четыре речи в сохранившейся части сочинения произносит Констанций, шесть – Юлиан, и две – Валентиниан. Использованных Аммианом авторов условно можно разделить на две группы: 1) те, чьи имена называет он сам, и 2) те, чьи сочинения он использует без какого-либо упоминания об авторе. Без каких-либо уточнений он ссылается на «землеописания», «летописи», «писателей, изучающих устройство неба», «физиков», «теологов», книги по физиогномике и пословицы. Называемые самим историком греческие авторы: поэты – Гомер, Гесиод, Феогнид, Симонид, Вакхилид, Менандр, Арат; философы – Анаксимандр, Пифагор, Гераклит, Анаксагор, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур, Плотин; историки и географы – Гекатей, Геродот, Фукидид, Феопомп, Эратосфен, Тимаген, Птолемей, Юба; ученые – Метон, Эвктемон, Гиппарх, Архимед, Дидим; ораторы – Тисий, Горгий, Исократ, Демосфен. Любимым латинским автором был Цицерон, которого Аммиан часто цитирует. Также упоминаются Катон Цензор, Луцилий, Вергилий, Саллюстий, переведенные с этрусского «Книги Тагета и Вегоны», и цитируются без упоминания имени Овидий и Плавт. Кроме того, Аммиан с грустью говорит, что некоторые его современники читают только Ювенала и Мария Максима. Также читал надписи на галльских памятниках, сообщающие о подвигах Геракла, и проявлял интерес к египетским иероглифам, выписав из книги Гермапиона греческий перевод надписи на обелиске. Он даже считал, что Иисус в «возвышенном полете своих речей» черпал из египетской мудрости. Писателей, которых он не упоминает, но на чьи труды, вероятно, опирается, выявить зачастую достаточно трудно. С большой долей уверенности сюда можно отнести Юлия Цезаря, Страбона, Тита Ливия, Плиния Старшего, Лукана, Плутарха, Тацита, Юлия Солина, Руфа Феста, и, возможно, ряд других авторов. При написании недошедших до нас первых тринадцати книг (по крайней мере, для книг с I по XII) Аммиан использовал почти исключительно письменные источники, поскольку речь в утраченных книгах его произведения шла о событиях, очевидцев и участников которых ко времени написания «Деяний» уже не было в живых. В сохранившейся же части «Деяний» значительная (если не преобладающая) часть информации имеет своим источником либо автопсию самого автора, либо сведения, полученные им от информаторов, которых он не называет.

Афоризмы (5)
Медиа (2)

МАРЦЕЛЛИН АММИАН в фотографиях:

Связи (64)
Источники (8)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх