Досье личности

Ценность: 2.5 (6)

Симпатия: 2.5 (6)

дата обновления - 2016-12-12

просмотров - 9

АМЕНХОТЕП IV

Другое имя: Эхнатон

Имя латиницей: Akhenaten; Echnaton; Ikhnaton; Khuenaten

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.1380 до н.э.

Дата смерти: реконструировано 00.00.1334 до н.э. Возраст (46)

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Обезьяна

География: ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.

Ключевые слова: власть, династия, политика, правитель, фараон.

Ключевой год:

IV АМЕНХОТЕП

египетский фараон, правивший ок. 1351-1334 гг. до н. э., из XVIII династии, выдающийся политик, знаменитый религиозный реформатор, во время правления которого произошли значительные изменения в египетской жизни – в политике и в религии. Сын Аменхотепа III и царицы Тейе. Вступил на престол в 15-летнем возрасте под именем Аменхотепа IV (древнеегип. «Амон доволен»). Находился под сильным влиянием царицы-матери и своего воспитателя – Аменхотепа, сына Хапу. Как и его отец, в нарушение вековой традиции женился не на старшей дочери царствовавшего до него фараона (египетский престол формально передавался по женской линии), а на дочери одного из вельмож – Нефертити, впоследствии принимавшей активное участие в его религиозных преобразованиях. В самом начале своего царствования принимает титул верховного – «величайшего среди видящих» – жреца бога Ра в Гелиополе, подчеркивая этим свою приверженность культу солнца и особенно выделяя почитание самого солнечного диска – Атона, культ которого становится общеегипетским еще при Тутмосе IV. Постепенно в противовес другим богам и особенно Амону, главному богу столичных Фив, расширяются культовые функции Атона, в нем одном воплощаются представления о благости, могуществе и творящей силе солярных (от лат. sol – солнце) божеств. Наконец, имя Эхнатон (др.-егип. «Полезный Атону»), принятое фараоном, декларирует новую ориентацию его религиозной политики. На 6 году правления он переносит столицу страны из Фив, центра оппозиционно настроенного жречества Амона, в основанный им на земле, не посвященной никакому другому божеству, «великий очарованием, приятный красотой для глаз» город Ахетатон (совр. Тель эль-Амарна в Среднем Египте) и клянется вместе с Нефертити никогда не покидать столицы, объявленной священной обителью Атона. Несмотря на то что на плитах, отмечающих границы Ахетатона, упоминается ряд египетских божеств во главе с Амоном, вскоре запрещается культ Амона, его жены Мут и их сына Хонсу (фиванская триада богов). Ок. 1356 г. до н. э. Атон окончательно провозглашается единственным богом, и к 1353 г. до н. э. начинаются преследования почитания всех других культов, прекращается строительство храмов, искореняются сами слова «бог» и «боги» – даже Атон именуется не иначе как «властитель», его имя, подобно царскому, заключается в картуши. В новой по сути религии особое место уделяется также прославлению божественности самого фараона – он считается возлюбленным сыном и соправителем Атона, «единственным познавшим истинного бога» и способным вступать в прямое общение с воплощенным солнцем. В столице пышно отмечаются годы их «совместного» царствования. Прежнее жречество в его правление утрачивает свои позиции, новое жречество Атона и придворная элита царя состоят главным образом из вышедшей из низов служилой знати (широко распространенное имя этого времени – «Эхнатон меня сделал»). При Эхнатоне, всецело поглощенном религиозной реформой, практически не ведутся завоевательные походы, не поддерживается контроль Египта над Палестиной и Сирией, ослабевают связи с Вавилонией и другими государствами Ближнего Востока, Египет теряет в этом регионе своего главного союзника – государство Митанни и не противостоит росту могущества своего будущего соперника в Сирии – Хеттского царства. Преобразования фараона, в значительной мере вызванные политическими целями, несли на себе, однако, печать искренней и даже фанатичной веры. Для поклонения Атону строятся многочисленные храмы, представляющие собой большие открытые дворы с пилонами – отныне молитвы человека возносятся к самому богу, между ними не существует преград. Религиозная реформа отразилась на всех сторонах жизни Египта: в искусстве формируется новый образ человека, в изображениях царя, Нефертити и приближенных подчеркиваются главным образом милосердие и благость, мягкая красота и открытость души миру эмоций. Эхнатон и Нефертити имели 6 дочерей, младшая из которых Анхесенпаатон стала супругой Тутанхатона (изменившего имя на Тутанхамон), старшая – Меритатон – супругой Сменхкара, в конце царствования Эхнатона объявленного его соправителем (после смерти фараона правил около 2 лет). Судьба Нефертити после появления новой жены Эхнатона Кийа, от которой он имел одного или двух сыновей, неизвестна. При юном Тутанхатоне царский двор покидает столицу, восстанавливаются культы всех богов и позиции фиванского жречества Амона. Впоследствии имя Эхнатона предается забвению и даже не включается в списки правивших в Египте царей.

Медиа (5)

IV АМЕНХОТЕП в книгах:

IV АМЕНХОТЕП в фотографиях:

Связи (14)
Источники (8)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх