Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2012-05-10

просмотров - 2

АЛКМАН

Имя латиницей: Alcman; Alkman

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.650 до н.э.

Дата смерти: реконструировано 00.00.600 до н.э. Возраст (50)

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.

Ключевые слова: литература, поэт.

Ключевой год:

АЛКМАН

древнегреческий поэт, представитель хоровой лирики. Был включен в канонический список Девяти лириков учеными эллинистической Александрии. Жил и работал в Спарте в период после 2-й Мессенской войны. О его происхождении споры велись уже в древности. Антипатр Фессалонийский писал, что «у поэтов множество матерей», и что Европа и Азия обе претендовали быть родиной Алкмана. По традиции Алкман родился в спартанской Мессе; по утверждению Суды, происходил из Сард в Лидии. Утверждение Суды представляется более вероятным, так как 1) в текстах Алкмана прослеживается большое влияние лидийской традиции и культуры; 2) Алкман сам замечает, что перенял свое поэтическое мастерство у «кудахтающей куропатки», которая встречается в Малой Азии и в Греции неизвестна; 3) сохранился отрывок (как считается, обращение девичьего хора к Алкману), где утверждается, что он «не был ни деревенщиной-простаком, ни фессалийцем, ни пастухом-эризихийцем», но родом «из Сард высоких»; 4) Аристотель сообщает, что он приехал в Спарту как раб в семье Агесидов (или Агесидамов), которыми впоследствии был освобожден за свое поэтическое мастерство. Почти достоверно, что поэт происходил от родителей-рабов; упоминается также имя его отца, Дамас или Титар. Аристотель также сообщает, что умер Алкман от педикулеза (хотя мог спутать его с философом Алкмеоном Кротонским). Павсаний сообщает, что могила Алкмана находилась в Спарте рядом с могилой Елены Троянской. Является первым известным по сохранившимся фрагментам поэтом, писавшим песни для хора. В Спарте, где особенно почитались Аполлон и богиня-девственница Артемида девичьи хоры были особенно распространены. Для них помимо текстов он создавал мелодии и разрабатывал танцевальные движения. Корпус его текстов, собранный александрийскими филологами, составлял 6 книг (ок. 60 произведений). Все эти тексты были утеряны с началом Средневековья; до 1855 г. был известен только по цитатам у греческих авторов. В 1855 г. в захоронении у второй пирамиды в Саккаре был найден первый папирус, содержащий подлинный текст. На папирусе (который хранится в Лувре) сохранилось ок. 100 строк парфения – «девичьей песни», предназначенной для исполнения хором девушек. В 1960-е гг. в Оксиринхе в раскопках скоплений древнего мусора были найдены новые папирусы с подлинными текстами Алкмана; почти все они являются также отрывками парфениев. Писал преимущественно пеаны (гимны богам), проомии (вступления к эпическим декламациям) и парфении (песни для хоров девушек). Из сохранившихся фрагментов (которые с трудом поддаются категоризации), наибольшее значение представляют отрывки из пеанов Зевсу Пифийскому, Кастору и Полидевку, Гере, Аполлону, Артемиде, Афродите; отрывок из 1-го парфения. Парфений отличался от гипорхемы отсутствием экспрессивной мимики и быстрого танца, был ближе к торжественно-процессуальному просодию, оставаясь более грациозным. Фрагмент сохранившегося парфения насчитывает 101 строку (семь строф по 14 стихов, 30 из которых серьезно повреждены). Парфений был написан к чествованию Артемиды Орфии. Текст сложен из отдельных частей, связанных между собой формулами, определяющими конец одного и начало другого сюжета: 1) прославление древних героев Спарты братьев Диоскуров, затем сыновей Гиппокоонта, убитых Гераклом; 2) размышления о могуществе богов и бренности человеческой жизни, вытекающие из этого моральные предписания; 3) прославление самого хора, который исполнял парфений, его руководительницы и отдельных участниц, которые исполняли танец. Интонация сохранившейся части парфения камерная, свободная; описание девушек изящно и деликатно, не лишено юмора. Алкман также писал гипофегматы (танцевальные песни), эротики (любовные песни), эпиталамии (свадебные песни), сколии (застольные песни). Его тексты отличаются непринужденностью, отсутствием характерной для Спарты строгости; легки и подвижны сами размеры. Возможно, также писал хоры для мальчиков. Афиней приводит сообщение спартанского историка II в. до н. э. Сосибия о том, что песни Алкмана исполнялись во время гимнопедий. Чаще всего Алкман использовал гекзаметр и тетраметр; характерная для него двустрочная система из дактилического гекзаметра и дактилического тетраметра получила название Алкмановой строфы. Его метрические нововведения очень важны; он употреблял не только все метры, которые использовались до него – гекзаметр, ямб, хорей, амфимакр, но и ввел бакхий (краткий и два долгих). В своем разнообразии метрики стал образцом для позднейших поэтов.

Связи (6)
Источники (7)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх