Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2015-04-27

просмотров - 3

АЛЬБИН

Имя латиницей: Albinus

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.120

Дата смерти: реконструировано 00.00.190 Возраст (70)

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Обезьяна

География: БАЛКАНЫ, ГРЕЦИЯ.

Ключевые слова: знание, наука, философ.

Ключевой год: 160

АЛЬБИН

греческий философ-платоник, ученик Гая. Гален пишет, что переехал в Смирну (ок. 150) ради лекций врача Пелопса и платоника Альбина. Пользовался авторитетом и в позднейшей платонической традиции: Прокл (вспоминая толкователей эсхатологического мифа в 10 книге «Государства» Платона) называет его в числе «ведущих платоников» вместе в Нумением, Гаем, Порфирием и др. Известен нам как автор сохранившегося небольшого сочинения «Введение к диалогам Платона», а также ряда утерянных сочинений, названия которых известны по цитатам у позднейших авторов: «Лекции Гая о платоновском учении», «Мнения Платона», «О бестелесном»; возможно, он также написал комментарии к «Тимею», «Государству», «Федону». Во «Введении» дается определение диалога, классификация и порядок чтения платоновских диалогов, качества ученика, приступающего к их чтению, и цель их изучения. Классификация такова: в наставительных диалогах рассматривается физика – «Тимей», этика – «Апология», логика – «Феаг», «Кратил», «Лисид», «Софист», «Лахет», «Политик»; исследовательские диалоги делятся на обличительные – «Парменид», «Протагор»; политические – «Критон», «Государство», «Федон», «Минос», «Пир», «Законы», «Письма», «Послезаконие», «Менексен», «Клитофонт», «Филеб»; испытательные – «Евтифрон», «Менон», «Ион», «Хармид»; повивальный – «Алкивиад»; опровергающие – «Гиппий», «Евтидем», «Горгий». «Введение» предполагает, что в это время в частных школах имело место систематическое чтение текстов Платона, но скорее в качестве элемента общего образования, нежели для приобретения «профессии» философа-платоника. Об этом свидетельствуют рекомендации начинать чтение с того диалога, который более всего соответствует природным данным, возрасту, склонности, образованию. Вместе с тем завершается «Введение» рассмотрением профессионального философского подхода к изучению Платона, для чего рекомендуется читать их в следующем порядке: испытательные и опровергающие диалоги – ради очищения восприятий от ложных представлений; повивальные – ради выявления естественных понятий; наставительные – поскольку они ведут либо к практической жизни, либо к созерцанию, но в любом случае – к уподоблению божеству; ради закрепления знаний и их неопровержимой связности следует обратиться к логическим, ради борьбы с софистами – к доказательным и побудительным диалогам. Представленный тип освоения платоновских диалогов еще очень далек от школьной замкнутости послеямвлиховского платонизма: ни Платон, ни его тексты не сакрализованы, а логика и прочая премудрость развитого аристотелизма едва брезжат на интеллектуальном горизонте. Таким образом, и дошедший текст «Введения», и свидетельства о связи Альбина с Гаем говорят о принадлежности его к т. н. среднеплатонической традиции школьного толкования Платона, что не исключало его самостоятельности в решении целого ряда вопросов. В частности, он предложил оригинальную формулировку своего взгляда на возникновение космоса по Платону, а именно утверждал, что «космос, будучи нерожденным, имеет начало рождения», т. е. принцип своего постоянного становления. Согласно тому же Комментарию на «Тимея», платоники круга Альбина и Гая признавали, что Платон может излагать свои учения по-разному: исходя из того, что, согласно Платону, рассуждение должно соответствовать предмету, они считали, что о бытии Платон предлагает научные построения, а о становлении – вероятностные. Наконец, толкуя сочетание смертного и бессмертного в создаваемых низшими богами живых существах, Прокл не скрывает, что как ни почтенна эта древняя традиция толкования Платона, для него она явно устарела: «все эти аттики, альбины и им подобные», считавшие, что они следуют тексту Платона, признают бессмертным только ум, а неразумную часть души и носитель души – смертными. Особую позицию Альбина в вопросе о душе отмечал и Ямвлих, в трактате «О душе» говоривший, что одни платоники, как Плотин и Порфирий, сводили разные виды, части и действия души к единому устроению и идее, другие, как Нумений, ввергали их битву; третьи, сторонники Аттика и Плутарха, считали, что в исходно неупорядоченное и несогласованное состояние души позднее привходит упорядоченность и размеренность; Ямвлих далее говорит, что в ходе этого совершенствования душа освобождается, «согласно Альбину, – от ошибочного суждения, производимого самовольной частью души и являющегося причиной действий, сводящих ее вниз». Этот текст явно имел в виду Плотин, рассуждающий о том, что самоволие доставляет душам удовольствие и они, двигаясь под его влиянием, опустились и забыли своего отца. Долгое время знаменитому философу приписывался «Учебник платоновской философии» некоего Алкиноя, принадлежавшего близкой, но отличной от него традиции. Современные исследователи, вновь различившие их, представляются более близкими к истине.

Связи (10)
Источники (4)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх