Досье личности

Ценность: 3.727 (11)

Симпатия: 3.273 (11)

дата обновления - 2016-01-13

просмотров - 12

АХЕДЖАКОВА Лия Меджидовна

Имя латиницей: Akhedzhakova Liya Medzhidovna

Пол: женский

Дата рождения: 09.07.1938 Возраст (78)

Место рождения: Днепропетровск, Украина

Знак зодиака: Рак

По восточному: Тигр

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: артист, искусство, кино, ника, театр.

Ключевой год: 1986

Лия Меджидовна АХЕДЖАКОВА

российская актриса, народная артистка России (1994). В 1956 г. поступила в Московский институт цветных металлов и золота, где проучилась полтора года. Окончила ГИТИС им. А. В. Луначарского в 1962 г. С 1961 г. – в Московском ТЮЗе, в амплуа травести. С 1977 г. в театре «Современник». Одна из первых больших работ – спектакль «Квартира Коломбины» в постановке Романа Виктюка, где режиссер поручил актрисе сразу четыре главные роли. Сыграла на сцене множество разноплановых ролей. Стремление полнее реализовать свою индивидуальность привело ее в середине 1990-х гг. в частную антрепризу, где ее ждал особый успех в спектакле по пьесе Николая Коляды «Персидская сирень» (1997, режиссер Борис Мильграм). С 1973 г. снимается в кино. Дебютная роль в фильме «Ищу человека» была отмечена призами международных кинофестивалей в Варне и Локарно. Одна из лучших ролей в кино – эпизодическая роль женщины с часами в фильме «Двадцать дней без войны». Всенародная любовь пришла к актрисе после съемок в фильмах Э. А. Рязанова, раскрывшего дарование актрисы. За роль Фимы в фильме «Небеса обетованные» (1991) – премия «НИКА» в номинации «Роль второго плана» за 1991 г., по результатам опроса журнала «Советский экран», была названа лучшей актрисой 1991 г. Актер Валентин Гафт посвятил ей одну из своих знаменитых эпиграмм. Среди ролей: Света и другие роли («Квартира Коломбины» Л. С. Петрушевской, 1986), Маргарита Мостовая («Стена» А. М. Галина, 1987), Рахель-Лея Голд («Трудные люди» Й. Бар-Йосефа, 1992) и др. Снималась в фильмах режиссера Э. А. Рязанова («Ирония судьбы, или С легким паром», «Служебный роман», «Гараж») и др. Длительное время все роли актрисы сводились к зайчикам, мальчишкам, пионеркам, чертикам и лягушкам. На одной из новогодних елок ей пришлось играть Ржавчину. В фильме «Гараж» выступила в роли народной заступницы. Эта роль нашла неожиданное продолжение в жизни. В 1993 г. актриса выступила в защиту Ельцина (что нашло свое отражение в президентских мемуарах) и потеряла немало нервов и здоровья из-за многочисленных угроз. Была замужем за актером Малого театра Валерием Носиком, художником Б. П. Кочейшвили.

Медиа (18)

Лия Меджидовна АХЕДЖАКОВА в фотографиях:

Связи (9)
Источники (12)
Факты (1)

19.02.2011 Ю.А.Белецкий

Детство Ахеджакова родилась в Днепропетровске в театральной семье. Отец был главным режиссером Майкопского драматического театра. Какое-то время он пел в оперетте (у него был замечательный слух). Мать работала актрисой в том же театре. Это было послевоенное время: вокруг полная нищета и разруха. Спектакли шли каждый день, без выходных. Людям, пережившим войну, нужен был театр, где бы они могли забыться и хоть чуть-чуть порадоваться, посмеяться и увидеть сказку. Люди отдыхали и заряжались энергией. Каждый вечер какая-то часть труппы ехала в деревню, или в какой-нибудь район, или в другой город, а какая-то на месте играла. Актерам приходилось играть в продуваемых всеми ветрами не отапливаемых клубах. В таких условиях мама Ахеджаковой Юлия Александровна, больная туберкулезом, играла леди Мильфорд в спектакле "Коварство и любовь". Ахеджакова о маме: "Она где-то лет в двадцать семь решила помочь своему театру распространять билеты. Вот она в эту жару набегается как "борзая", придет, ведро холодной воды на себя выльет - и опять в театр. И сначала воспаление легких, потом еще воспаление легких, а потом и туберкулез. А лежать нельзя, надо работать, и болезнь запустили. В городе много было туберкулезников - после войны эта болезнь свирепствовала повсюду. И вот, мою маму, с четырьмя кавернами в легких, затягивали в корсет… Какая же это актерская самоотверженность - в жару, в корсете, в парике, с наклеенными ресницами терзать себе душу в течение двух-трех часов, а потом за кулисами кашлять кровью. Бабушка умерла, а она в этот день играла Сюзанну из "Женитьбы Фигаро": нельзя было отменить спектакль. Когда мама умерла, я тоже играла…" Школу Лия закончила с золотой медалью Учеба В первый раз Лия приехала в Москву, чтобы стать журналистом. Однако, как она сама вспоминает, распсиховалась на собеседовании, от волнения забыла даже собственное имя и в МГУ не попала. Тогда она решила поступить в Московский институт цветных металлов и золота, где проучилась полтора года. Там же она приобщилась к художественной самодеятельности. Это ей нравилось больше чем учеба в институте. В конце концов, Лия решила все бросить и уехать обратно в Майкоп. Второе покорение Москвы произошло чуть позже. На этот раз Ахеджакова избрала актерскую профессию - поступила в ГИТИС, который окончила в 1962 г. Одновременно с учебой, она в 1961 г начала работать в Московском ТЮЗе, поскольку ее внешность располагала к детским ролям. Она стала интересной актрисой, чистой травести. Л.Ахеджакова вспоминает: "Я думала, что в Московском ТЮЗе буду играть юных прекрасных девочек, Джульетт. Там в то время ставили классику и Шекспира в том числе. Но оказалось, что виды на меня были другие. Глядели на меня "узкопрофессионально": травести и баста! Правда, у Павла Хомского я сыграла какую-то девочку, а у Гиги Лордкипанидзе - бабушку. Это в двадцать-то лет. Конечно, это были крохи, хотя были и пpeлестные вещи, которые актер должен в своей жизни сыграть. Например, ослик Иа-Иа, в "Винни Пухе". Современник В 1977 г Ахеджакова круто изменила свою судьбу - начала играть в театре "Современник". Встреча и работа с главным режиссером Галиной Волчек позволили актрисе расширить ее сценический репертуар, подняться на высший уровень и стать одной из ведущих московских актрис. Правда, своих ролей актрисе пришлось ждать достаточно долго. Но тут в ее судьбу вмешался случай. Режиссер Роман Виктюк поставил для нее "Коломбину". Эта роль и переменила ее судьбу. В сегодняшнем репертуаре Лии Ахеджаковой, работы в спектаклях - "Виндзорские насмешницы" Уильяма Шекспира - миссис Форд, "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург -Зина Абрамова, "Предупреждение малым кораблям" Теннесси Уильямса - Леона Доусон, "Трудные люди" Йосефа Бар-Йосефа - Рахель и "Мы едем, едем, едем..." Николая Коляды - Зина. Одна из последних работ - главная роль в спектакле "Селестина". Пьеса написана маститым российским драматургом, екатеринбуржцем Николаем Колядой по роману-драме испанского писателя XV века Фернандо де Рохаса. Постановку осуществляет сам автор, и это уже его второй спектакль на сцене "Современника" (первая постановка - спектакль "Уйди-Уйди" - вышла в 2000 году). Лия Ахеджакова играет главную героиню - колдунью и сводницу Селестину. Н.Коляда: "Я давно не видел такой самоотверженной любви к театру. Ахеджакова может по четыре часа к ряду прыгать, бегать, делать какие-то движения… У меня самого дыхалки не хватает, а она все работает. Господи, сколько же сил в этой хрупкой, маленькой женщине, как в ней много от ребенка! Ей нравится играть, хочется куража, чтобы было весело, легко и смешно". Кино С 1973года Ахеджакова начала сниматься в кино в эпизодических ролях. Всенародная любовь пришла к актрисе после съемок в фильмах Эльдара Рязанова. Ему удалось раскрыть специфическое дарование Ахеджаковой. Уже первая роль - Тани в телефильме "Ирония судьбы, или С легким паром!" - была замечена критиками и зрителями. В ней проявилась склонность актрисы к гротеску и трагикомедии. За внешне незатейливой ролью явно комического характера не так-то просто разглядеть внутреннее одиночество и неустроенную судьбу героини. Потом была секретарша Верочка в "Служебном романе" (1977), где Ахеджакова показала, что любая женщина может быть красавицей. Созданный актрисой образ энергичной, всеведущей секретарши контрастировал с теми ролями, которые были созданы до этой картины. В фильме "Гараж" (1979) Рязанов заставил Ахеджакову показать, что она не только характерная комедийная актриса, но еще обладает и незаурядным драматическим дарованием. Этот ее талант проявился и в трагикомедии Рязанова "Небеса обетованные" (1991), где она сыграла нищенку-интеллигентку Фиму. За эту роль Ахеджакова получила "Нику 91" в номинации за лучшую женскую роль второго плана. Каждое ее появление на экране вызывает зрительский интерес, будь то эпизод в ленте "Двадцать дней без войны" или главная роль в "Гараже". Персонажи ее, вроде бы, не реальны, люди так себя не ведут, но уникальный эмоциональный дар Ахеджаковой заставляет об этом забыть и поверить в её гиперболы. Валентин Гафт посвятил актрисе эпиграмму: Всегда играет одинаково Актриса Лия Ахеджакова. Великолепно! В самом деле Всегда играет на пределе. Лия Ахеджакова - актриса трагикомическая. Это сложный жанр, к которому тянутся многие характерные актеры, но даром трагикомика по-настоящему обладают немногие. Комедийная стихия никогда не увлекает Ахеджакову настолько, чтобы забыть о глубине человеческого содержания, оттого её героинь всегда сопровождают смех и боль. Среди других ярких артистов она не теряется, а наоборот как бы раскрывает свой талант в своеобразном творческом соревновании. Так в фильма Рязанова она снималась среди плеяды замечательных актеров - А.Фрейндлих, В.Гафта, О.Басилашвили, А.Мягкова и других. Личная жизнь Первым мужем Ахеджаковой был известный зрителям по множеству характерных киноролей актер Малого театра Валерий Носик, скончавшийся в начале 95-го года. С Ахеджаковой они расстались много лет назад. Летом 2001 года она зарегистрировала свой второй брак. Ее новый избранник - достаточно известный московский фотограф г-н Персиянинов. Пару слов в заключение Актер Михаил Жигалов: "В ней удивительным образом сочетаются открытость, незащищенность, ранимость с мощным волевым зарядом и огромной работоспособностью. И это редкое сочетание делает ее актрисой невероятного масштаба. Причем, степень ее незащищенности такова, что «выбить» ее может любая мелочь, а обидеть - любое неточно сказанное слово. А уж о хамстве я просто не говорю. И в то же время это стойкий, закаленный боец, натерпевшийся в жизни ото всех и вся, готовый терпеть и дальше.
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх