Досье личности

Ценность: 1,417 (12)

Симпатия: 1,5 (12)

дата обновления - 2008-08-11

просмотров - 3

АБРАХАМ А САНТА-КЛАРА

Другое имя: Мегерле Ганс Ульрих – в миру

Имя латиницей: Abraham a Santa Clara; Megerle Hans Ulrich

Пол: мужской

Дата рождения: 00.00.1644

Дата смерти: 00.00.1709 Возраст (65)

По восточному: Обезьяна

География: ГЕРМАНИЯ.

Ключевые слова: литература, писатель, религия.

Ключевой год: 1690

А САНТА-КЛАРА АБРАХАМ

австрийский писатель, католический проповедник и сатирик, августинский монах, с 1677 г. придворный проповедник в Вене. Его проповеди и назидательные сочинения были проникнуты простонародным юмором и совершенно чужды схоластики и мистицизма, в которых путались католические проповедники того времени; в них сравнительно мало и клерикализма. С поразительной правдой изображал житейские отношения и с неустрашимой прямотой и язвительным остроумием бичевал пороки своего времени. Речи и проповеди его кипели жизнью, и он не пренебрегал ничем для эффекта: высокий пафос переходил у него в плоское шутовство, странные сравнения, каламбуры, неожиданные выходки лились у него непрерывным потоком. Под такой оболочкой он стремился проводить религиозные и нравственные идеи. О его манере может дать представление знаменитая проповедь в «Валленштейновом лагере», составленная Шиллером мозаически из фраз и выходок Абрахама а Санта-Клара. В своем наиболее выдающемся сочинении «Иуда, архиплут» (тт. 1-4, 1686-1695), под видом апокрифических сказаний о жизни Иуды он Искариота дает сатирическое обсуждение вопросов своего времени.
Источники (2)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
  • В. М. Кожевникова. Литературный энциклопедический словарь. - Москва, Советская энциклопедия, 1987
Факты (1 )

21.02.2011 Носовский Сергей Павлович

АБРАХАМ (АВРААМ) А САНТА КЛАРА (ABRAHAM A SANTA CLARA), (Иоганн Ульрих Мегерле – Megerle, 1644–1709) – австрийский монах-августинец, знаменитый проповедник и эксцентричный писатель-сатирик, прозванный «венским Рабле». Сын хозяина постоялого двора. Учился в иезуитском колледже в Ингольштадте, затем в бенедиктинском университете в Зальцбурге. Вступил в орден августинцев в 1662 г., в 1668 г. рукоположен в сан, а затем был послан в Вену в качестве проповедника. Его необыкновенные способности, необычная манера читать проповеди привлекли внимание высших слоев венского общества, и вскоре он был назначен имперским проповедником (Keiserlicher Prediger); с 1695 г. постоянно жил в Вене и занимал высокое положение в ордене. Проповедовал и писал в жанре, который французы именуют предикториана. Это курьезные проповеди: присловья, шутливые нападки и поношения, зачастую откровенные выдумки священников, «наделенных самобытным характером и яркой творческой индивидуальностью» (И. Рат-Вег, «Комедия книги»). Между прочим, необычность и экстравагантность его проповедей отражена в характере их названий. Именно в жанре смачных поношений написана его знаменитая книга «Иуда, архиплут» («Judas, der Erzschelm», 1686–1695), представляющая собой причудливое сочетание биографии (Иуды Искариота) и нравоучений, перемежающихся занимательными историями, анекдотами, байками, шутками и поучительными примерами. Любопытно, что его стиль, с подачи Гете, имитировал Шиллер в речи капуцина в «Валленштейне». («Для проповеди капуцина я послал ему “Речи Абрагама а Санта-Клара”, из них он умело и остроумно составил эту проповедь», – говорил Гете Эккерману). Отец А. – страстный, азартный и остроумный публицист и неисчерпаемый выдумщик, обладавший необыкновенной фантазией, изобретательностью и богатейшим воображением, а его проповеди – своеобразное зеркало, в котором весьма причудливым образом отражались человеческие пороки и слабости, особенно недостатки и грешки, свойственные жителям Вены, в которой он жил и жизнь которой он хорошо знал («Merks Wienn», 1679). К сожалению, «речи и проповеди Абрахама трудно переводимы: градом ниспровергающаяся игра слов и рифмованные присказки, кружащиеся в вихре венского диалекта остроты и назидания столь органично вплетены в его проповеди, что, лишившись их, остатки жаркого потеряют свой аромат» (И. Рат-Вег, «Комедия книги»). Мужские пороки, недостатки и слабости высмеяны им на манер Себастьяна Бранта в книгах «Сentifolium stultorum in Quarto oder Handert ausbündige Narren in Folio» (1707; приведены примеры одной сотни дурачеств и глупостей, коим предаются мужчины) и «Wunderlicher Traum von einem grosen Narrennest» (Salzburg, 1710); не оставил без внимания веселый венский проповедник и женские недостатки и слабости, посвятив им отдельную книгу – «Mala galina» (1713), в которой описал и привел примеры такого же количества «женских глупостей». Другие произведения: «Soldaten Glory» (1676); «Die heilige Hof-Art» (1677); «Lösch Wien» (1680); «Grose Totenbruderschaft» (1680); «Auf, auf, ihr Christen» (1683); «Epitaphium» (1683); «Reimb dich oder ich lis dich» (1684); «Gack, Gack, Gack à Ga» (1685); «Frag und Antwort» (1697); «Brunst zu Wien» (1697); «Etwas für Alle» (3 т., 1699–1711; 1905); «Geflügelter Mercurius» (2 т., 1701–1702; 1922); «Sterben und Erben» (1702); «Ein Karren voller Narren» (1704); «Hui und Pfui der Welt» (1707); «Besonders möblierte und gezierte Totenkapelle» (1710); «Abrahamische Lauberhütt» (3 т., 1721–1723) и другие. Собрание сочинений («Sämtliche Werke») вышло в 21 томе в 1835–1854 гг., избранные сочинения – «Werke» (3 т., 1943–1945); «Auslese» (6 т., 1904–1906); «Auswahl» (1959). Хотя преподобный отец А. и облекал свои проповеди в причудливые и замысловатые формы, обильно сдабривая их выдумками и шутками, намерения его были серьезны, чисты и благородны: заставляя прихожан смеяться, он стремился улучшить или, во всяком случае, смягчить их грубые нравы. ► Лучшая книга о знаменитом венском проповеднике: Theodor Georg von Karajan «Abraham a Sancta Clara» (Vienna, 1867).
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх