Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2009-11-02

просмотров - 3

ВЕЛИКОВСКИЙ Иммануэль

Имя латиницей: Velikovsky Immanuel

Пол: мужской

Дата рождения: 10.06.1895

Место рождения: Витебск, Белорусь

Дата смерти: 17.11.1979 Возраст (84)

Место смерти: Принстон, штат Нью-Джерси, США

Знак зодиака: Близнецы

По восточному: Коза

География: США.

Ключевые слова: знание, наука, физик.

Иммануэль ВЕЛИКОВСКИЙ

американский физик, историк, автор теории о том, что катаклизмы на Земле связаны с изменением структуры Солнечной системы («Эпохи и хаос», «Народы моря»). Получил хорошее домашнее образование, хорошо знал Библию и еврейские традицонные тексты, немецкий и французский языки. Закончил с золотой медалью Московскую Императорскую гимназию, но в Московский университет сразу не попал из-за еврейского происхождения; однако, проучившись год в Эдинбурге, в начале Первой мировой войны становится студентом медицинского факультета. Параллельно с медициной изучал в Москве юриспруденцию и древнюю историю. После революции бежал на юг, где едва не был расстрелян белыми; в 1921 г. вернулся в Москву, восстановился в университете и получил диплом магистра медицины. В следующем году семья эмигрировала: родители в Палестину, а сам он отправился в Берлин. В Берлине изучал биологию, в Цюрихе и Вене – психоанализ и работу человеческого мозга. В Берлине создал еврейский научный журнал «Scripta Universitatis», в котором сотрудничал также и А. Эйнштейн (он редактировал физико-математический том журнала) и вокруг которого объединились ученые, создавшие несколько позже Еврейский Университет в Иерусалиме; они предлагали Великовскому пост ректора университета, но он отказался. Занимался психоаналитической практикой и был, как считалось, одним из наиболее выдающихся практикующих психоаналитиков своего времени. Некоторое время жил в Палестине, где редактировал журнал «Scripta Academica Hierosolymitana»; летом 1939 г. пререехал в США, где и прожил до конца своих дней. В книгах, изданных в 50-70-х гг. (The Worlds In Collision, The Earth In Upheaval, The Ages In Chaos, The Peoples Of The Sea, Ramses II And His Time, Oedipus-Akhnaton и др.) он, полемизируя с эволюционными учениями Дарвина и Лайелла, выдвинул теорию влияния космических катастроф на геологические процессы и ход мировой истории. Апеллируя к данным археологии, астрономии, геологии и геофизики, истории, лингвистики, мифологии и фольклористики, и т. д., он пришел к выводу, что активное преобразование рельефа Земли (образование гор, морей, ледников, пустынь, вулканическая деятельность) продолжалось вплоть до сравнительно недавнего времени, свидетелями чему были люди эпохи неолита, бронзового и железного веков. Также утверждал, что многие значительные события древней истории, включая библейскую, были обусловлены и проходили на фоне катаклизмов в солнечной системе: появлением новых планет (Венера), их коллизиями и смещением с орбит (Венера, Марс, Земля), изменением характеристик вращения (Земля) и, как следствие, сменой географических и климатических зон. Чтобы объяснить «ошибочную» интерпретацию и предание забвению подлинных событий последующими поколениями, использовал психоаналитическую терминологию, назвав это «глобальной амнезией» человечества, как «вытеснением» травматических воспоминаний в область подсознания. Предположил, что традиционная хронология древних цивилизаций (основанная, по его утверждению, на ошибках ранних египтологов и не подвергавшаяся ревизии в свете позднейших открытий), содержит повторенный дважды период примерно в 600 лет, в результате чего исторические события и фигуры выступают дважды под разными именами. Объясняя таким образом отсутствие синкретизма (соответствия по времени) между египетскими и библейскими (ветхозаветными) источниками, он предложил альтернативную реконструкцию истории, что позволило ему согласовать некоторые до того не объясненные факты. В частности, он считал гиксов/гиксосов аравийскими племенами (библейские Амалекитяне), вторгшимися в Египет сразу вслед за Исходом евреев, а филистимлян и «народы моря» (в значительно более позднее время) – греческими наемниками и персидскими завоевателями, соответственно; отождествил Египетскую правительницу Хатшепсут с библейской царицей Савской, а ее преемника на Египетском троне Тутмоса III, покорившего Сирию и Палестину (между концом XVI и серединой XV вв. до н. э.) – c библейским фараоном Шишаком (Шешонк, фараон XII ливийской династии, после 950 г. до н. э.), разграбившим Иерусалимский храм. Также он полагал, что вследствие ошибок традиционной хронологии в истории появились целые цивилизации-«призраки». В частности, он считал, что империя хеттов никогда не существовала, являясь на деле халдейско-вавилонской цивилизацией более позднего периода. Он отождествлял хеттского царя Хаттусили с вавилонским царем Навуходоносором, и с другой стороны отождествлял их египетских противников – фараонов Рамсеса II и Нехо. Его идеи затронули существенные моменты в истории древних цивилизаций Средиземноморья и Междуречья, включая Египет, Финикию, Сиро-Палестину, Иудею и Израиль, Грецию, Аккад, Ассирию, Вавилон, Персию и другие. Однако они встретили резкую критику со стороны научного сообщества. В Израиле за ученым закрепилась репутация шарлатана. В США его книги выходили большими тиражами, сопоставимыми с тиражом книг А. Фоменко в России, и имели успех у широкой публики, хотя категорически отвергались учеными. Вокруг его теорий и его личности в США разразился скандал, получивший название «Дело Великовского». Многолетняя враждебность научного сообщества привела его к душевному кризису. В последние годы жизни он, вероятно, разочаровался в возможности переубедить оппонентов, хотя и не переставал развивать свои идеи.
Источники (1)
  • Ю. А. Храмов. Физики. - Киев, Наукова думка, 1977
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх