Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2006-10-18

просмотров - 1

АЛЕВИЗ ФРЯЗИН Новый

Другое имя: Алоиз Ламберти да Монтиньяна - полное имя

Имя латиницей: Aloisio Fryazin

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.1470

Дата смерти: реконструировано 00.00.1530 Возраст (60)

По восточному: Тигр

География: ИТАЛИЯ.

Ключевые слова: архитектор, искусство.

ФРЯЗИН Новый АЛЕВИЗ

итальянский архитектор конца XV - начала XVI вв. С 1504 г. работал в Москве. В 1499 г. послы Ивана III Ралев и Карачаров во время пребывания в Италии пригласили его на русскую службу. В следующем году вместе с посольством он направился в Москву, где объявился только в 1503 г. Три года он провел при дворе Крымского хана Менгли-Гирея, где всего за 15 месяцев построил для него знаменитый дворец в Бахчисарае (сохранился только резной каменный портал). Спустя четыре года после отъезда из Италии архитектор прибывает в Москву. Прежде чем говорить о постройках Алевиза, получившего прозвище Новый, следует назвать сооруженный им гигантский ров шириной 34 и глубиной 10 м, облицованный плитами белого камня. Он проходил по Красной площади и соединял р. Неглинку и Москву-реку, замыкая водное кольцо вокруг Московского Кремля. Кремль в это время стал одной из самых мощных крепостей Европы. Засыпали ров только в начале XIX в. Через год после приезда в Москву он приступил к строительству второго по значимости кремлевского собора - Архангельского (1505-1508) - на месте, где прежде стояла небольшая белокаменная церковь Архангела Михаила, построенная еще при Иване Калите и разобранная за ветхостью в 1505 г. Он как и другие итальянские архитекторы, строившие в этот период в России, побывал во Владимире и познакомился с его культовыми постройками - по схеме Архангельский собор близок к Успенским соборам Владимира и Московского Кремля. С самого начала собор был задуман как усыпальница великих князей и царей, поэтому его отделка требовала великолепия и пышности. Он одел объемно-пространственную структуру русского собора в нарядные одежды итальянского Возрождения XVI в. (капители пилястр, «раковины»). Архитектура Архангельского собора (6-столпного, 5-купольного) эклектична и представляет собой сплав древней владимиро-суздальской традиции и итальянской, особенно проявившейся в ордерной декоративной обработке фасадов. Первоначально собор окружала открытая галерея, которая была разобрана в 1750 г. (сохранилась в обмерах Д. В. Ухтомского). Он перестраивал также церковь Рождества Богородицы на сенях (ранее Лазаря, 1514, сохранилась частично), по свидетельству летописей, построил в Москве еще 11 церквей (не сохранились), возможно, участвовал в строительстве Теремного дворца. Вероятно, погиб во время взрыва на пороховом «Алевизовом дворе» в 1531 г.
Источники (1)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх